Современные проблемы и противоречия утверждения ислама в полиэтническом обществе на примере Республики Дагестан

Problems and contradictions of the statement and distribution of Islam in a poly-ethnic society (by the example of the republic of Dagestan)

УДК 297.17

Мевлютов А.Ш., доктор исламских наук, аспирант 3-го курса кафедры философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет

Mevlyutov A.Sh., Doctor of Islamic Sciences, postgraduate student of the Department of Philosophy and Socio-Political Sciences, Dagestan State University

В статье на основе двух социально-философских подходов исследуется процесс распространения ислама. Первый подход основывается на теоретическом анализе трудов философов, политологов и исламоведов, с его помощью распространение ислама анализируется как историческая данность. Второй подход основывается на наблюдении и контент анализе СМИ, интернет-медиа пространства, социально-экономического, общественно-культурного составляющего региона, исследует как современное направление и региональный компонент, влияющий на социокультурное пространство Республики Дагестан. В Дагестане уживаются бок о бок представители самых различных культур и конфессий, как ислам, христианство, иудаизм и т.д. При этом ислам выступает как религия большинства населения, которой, по некоторым исследованиям, придерживаются более 94% жителей республики. В настоящее время исламское общество в республике представлено мозаичной кладкой из представителей мусульман множества этнических и социальных групп, что обусловлено историческим путем развития региона, историческими процессами становления ислама как титульной религии. Данный факт актуализирует изучение процессов, происходящих на лоне реисламизации, так как на фоне данного явления нередко происходят конфликты и противоречия. Важность исследования проблемы и противоречий обусловлена необходимостью в поддерживании мирного, благоприятного фона в плане экономики, социально-общественного положения и политики для реализации государственных стратегических планов.

Ключевые слова: реисламизация, полиэтническое общество, исламский фундаментализм, исламский традиционализм, полиэтническая разобщенность, социокультурное пространство.

The article examines the process of spreading Islam on the basis of two socio-philosophical approaches. The first one, based on the theoretical analysis of the works of philosophers, political scientists and Islamic scholars, analyzes it as a historical fact. The second, based on the observation and content analysis of the media, Internet media space, socio-economic, socio-cultural component of the region, explores both the modern direction and the regional component influencing the socio-cultural space of the RD. In Dagestan, representatives of various cultures and confessions, such as Islam, Christianity, Judaism, etc., get along side by side. At the same time, Islam acts as the religion of the majority of the population, which, according to some studies, is followed by more than 94% of the inhabitants of the republic. Currently, the Islamic society in the republic is represented by a mosaic of representatives of Muslims from many ethnic and social groups, which is due to the historical path of development of the region, the historical processes of the formation of Islam as the titular religion. This fact actualizes the study of the processes taking place in the bosom of re-Islamization, since conflicts and contradictions often occur against the background of this phenomenon. The importance of studying the problem and contradictions is due to the need to maintain a peaceful, favorable background in terms of the economy, socio-social situation and politics for the implementation of state strategic plans.

Keywords: re-Islamization; polyethnic society; Islamic fundamentalism; Islamic traditionalism; polyethnic disunity; sociocultural space.

Список литературы

  1. Бардаков А.И., Поломошнов А.Ф., Гурбанов, 2012 – Бардаков А.И., Поломошнов А.Ф., Гурбанов Э.А.-О. Ислам – политический и социально-культурный фактор развития Северного Кавказа / / Исламоведение. 2012. № 2. С. 19-32.
  2. Гаджиев, 2010 – Гаджиев К.С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. М., 2010. 532 с.
  3. Гарник, 2018 – Гарник С.В. Внутренние и внешние угрозы безопасности России и проблемы киберсоциализации / С. В. Гарник, С. Н. Овчинников / / Прикладная юридическая психология. 2018. № 3(44). С. 24-27. EDN YLBYKT.
  4. Гасан,1929 – Гасан Э.А. Асари Дагестан / Пер. и коммент. А. Гасанова. Махачкала, 1929. 284 с.
  5. Капустина, 2016 – Капустина Е. Рынок исламских товаров и услуг в Дагестане: практики потребления и общественные дискуссии / / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-islamskih-tovarov-i-uslug-v-dagestane-praktiki-potrebleniya-i-obschestvennye-diskussii (дата обращения: 10.06.2022).
  6. Керимов, 2011 – Керимов М.М. Социокультурное содержание российской модернизации / / Исламоведение. 2011. № 1. С. 33-38.
  7. Малашенко, 2001 – Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гендальф, 2001. 180 с.
  8. Мевлютов, 2021 – Мевлютов А.Ш. Консолидация мазхабов в один универсальный мазхаб. Миф или реальность / А.Ш. Мевлютов / / Ислам и исламоведение в современной России: Сборник докладов II Всероссийского исламоведческого форума, Махачкала, 23–24 апреля 2021 года / Под общей редакцией М.Я. Яхьяева. Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2021. С. 138-145.
  9. Мевлютов, 2022 – Мевлютов А.Ш. Исламский проект социокультурного переустройства традиционного общества (на примере деятельности муятията РД) / А. Ш. Мевлютов / / Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2022. № 3(124). С. 5-10.
  10. Семедов, 2007 – Семедов С.А. Религиозный фактор в политических процессах на Северном Кавказе (конец ХХ – начало ХХI в.) / / Россия и мусульманский мир. 2007. №1. С. 51-57.
  11. Ханбабаев, 2011 – Ханбабаев К.М. Трансформация ислама на Кавказе в постсоветское время / / Двадцать лет реформ: итоги и перспективы / Политические аспекты борьбы с международным терроризмом и политическим экстремизмом. Махачкала, 2011. С. 140-155.
  12. Шихсаидов, 2010 – Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане / / Исламоведение. 2010. № 1. С. 31-50
  13. Яхьяев, 2014 – Яхьяев М.Я. Ислам в политических и социокультурных процессах на Северном Кавказе / / Исламоведение. 2014. № 1. С. 86-90.
  14. Смирнов, 2015 – Смирнов А.В. Проблемы российского самосознания: историческая память народа. Москва-Махачкала: изд-во «Дельта-пресс», 2015. С. 43—53.

References

  1. Bardakov A.I., Polomoshnov A.F., Gurbanov, 2012 – Bardakov A.I., Polomoshnov A.F., Gurbanov E.A.-O. Islam – politicheskiy i sotsial'no-kul'turnyy faktor razvitiya Severnogo Kavkaza / / Islamovedeniye. 2012. № 2. S. 19-32.
  2. Gadzhiyev, 2010 – Gadzhiyev K.S. Kavkazskiy uzel v geopoliticheskikh prioritetakh Rossii. M., 2010. 532 s.
  3. Garnik, 2018 – Garnik S.V. Vnutrenniye i vneshniye posledstviya bezopasnosti Rossii i problemy kibersotsializatsii / S. V. Garnik, S. N. Ovchinnikov / / Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. 2018. № 3(44). S. 24-27. EDN YLBYKT.
  4. Gasan,1929 – Gasan E.A. Asari Dagestan / Per. i komment. A. Gasanova. Makhachkala, 1929. 284 s.
  5. Kapustina, 2016 – Kapustina Ye. Rynok islamskikh tovarov i uslug v Dagestane: opyt ispol'zovaniya i obshchestvennyye obsuzhdeniya / / Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2016. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-islamskih-tovarov-i-uslug-v-dagestane-praktiki-potrebleniya-i-obschestvennye-diskussii (data obrashcheniya: 10.06.2022).
  6. Kerimov, 2011 – Kerimov M.M. Sotsiokul'turnoye soderzhaniye Rossii / / Islamovedeniye. 2011. № 1. S. 33-38.
  7. Malashenko, 2001 – Malashenko A.V. Islamskiye oriyentiry Severnogo Kavkaza. M.: Gendal'f, 2001. 180 s.
  8. Mevlyutov, 2021 – Mevlyutov A.Sh. Konsolidatsiya mazkhabov v odin universal'nyy mazkhab. Mif ili real'nost' / A.Sh. Mevlyutov / / Islam i islamovedeniye v sovremennoy Rossii: Sbornik dokladov II Vserossiyskogo islamovedcheskogo foruma, Makhachkala, 23–24 aprelya 2021 goda / Pod obshchey redaktsiyey M.YA. Yakh'yayeva. Makhachkala: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «ALEF», 2021. S. 138-145.
  9. Mevlyutov, 2022 – Mevlyutov A.Sh. Islamskiy proyekt sotsiokul'turnogo pereustroystva traditsionnogo obshchestva (na proyavleniye deyatel'nosti muyatiyata RD) / A. Sh. Mevlyutov / / Gumanitarnyye i sotsial'no-ekonomicheskiye nauki. 2022. № 3(124). S. 5-10.
  10. Semedov, 2007 – Semedov S.A. Religioznyy faktor v protsessakh na Severnom Kavkaze (konets KHKH – nachalo KHKHI v.) / / Rossiya i musul'manskiy mir. 2007. №1. S. 51-57.
  11. Khanbabayev, 2011 – Khanbabayev K.M. Transformatsiya realizatsii na Kavkaze v postsovetskoye vremya / / Dvadtsat' let reformy: itogi i perspektivy / Politicheskiye problemy s uzhasom terrorizma i vozniknoveniyem ekstremizma. Makhachkala, 2011. S. 140-155.
  12. Shikhsaidov, 2010 – Shikhsaidov A.R. Rasprostraneniye islama v Dagestane / / Islamovedeniye. 2010. № 1. S. 31-50.
  13. Yakh'yayev, 2014 – Yakh'yayev M.Ya. Islamovedeniye narusheniy i sotsiokul'turnykh protsessov na Severnom Kavkaze / / Islamovedeniye. 2014. № 1. S. 86-90.
  14. Smirnov, 2015 – Smirnov A.V. Problemy rossiyskogo samosoznaniya: istoricheskaya pamyat' naroda. Moskva-Makhachkala: izd-vo «Del'ta-press», 2015. S. 43—53.

Полный текст PDF