Memory studies в этнологическом изучении этноконфессиональных сообществ. Опыт исследования старообрядчества (Рецензия на монографию Душаковой Н. С. Проживаемая история: как старообрядцы вспоминают о своем прошлом)

Memory studies in the ethnological study of ethno-confessional communities. Experience in the study of the Old Believers (Review of the monograph by Dushakova N. S. Living history: how the Old Believers remember their past)

DOI: 10.33979/2587-7534-2023-1-173-179

УДК 271.2

Степанов В.П., доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник института славяноведения РАН, заведующий кафедрой социальных наук и этнонациональных процессов, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

Stepanov V. P., Doctor of Historical Sciences, Professor, Leading Researcher, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Social Anthropology and Ethnic Processes, Orel State University named after I.S. Turgenev

В статье предлагается обзор исследовательских подходов в рамках Memory studies – исследований исторической, а шире культурной памяти. Автор рассматривает специфику этого подхода на примере монографии Н.С. Душаковой, посвященной старообрядческой традиции исторических воспоминаний.

Ключевые слова: Memory studies, культурная память, старообрядцы, Н.С. Душакова.

The article offers an overview of research approaches within the framework of Memory studies - studies of historical, and more broadly cultural memory. The author considers the specifics of this approach on the example of the monograph by N.S. Dushakova, dedicated to the Old Believer tradition of historical memories.

Keywords: Memory studies, cultural memory, Old Believers, N.S. Dushakov.

Список литературы

  1. Ассман, 2004 – Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
  2. Берк, Эл. Ресурс, 20.04.2015 – Берк П. Места памяти – символы коллективной идентичности. Интервью П. Берка с Ю. Наумовой / / Русская истина - сайт консервативной политической мысли / / https:/ /politconservatism.ru/experiences/mesta-pamyati-simvoly-kollektivnoy-identichnosti?ysclid=ldckq16r8v756606086 (дата публикации: 20.04.2015; дата обращения: 25.01.2023).
  3. Лапина, 2019 – Лапина Л. А. Историческая имагология: проблема методов и категорий / / Ученые записки Орловского государственного университета № 4 (85), 2019. С. 28.
  4. Лотман, 1992 – Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 200-202.
  5. Нора, 1999 – Нора П. Проблематика мест памяти. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок / Пер. с фр.: Дина Хапаева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50;
  6. Нора, Эл. Ресурс, 2005 – Нора П. Всемирное торжество памяти / Неприкосновенный запас, номер 2, 2005 / / https:/ /magazines.gorky.media/nz/2005/2?ysclid=ldlm613a58649546822 (дата обращения: 01.02.2023)
  7. Стэндинг, 2014 – Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс [Текст] / Гай Стэндинг ; [перевод с английского Н. Усовой]. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. 326 с.
  8. Хальбвакс, 2007 – Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.
  9. Hobsbawm, 1992 – Hobsbawm E., Terence Ranger: The Invention of Tradition. Cambridge University Press, Cambridge 1992. 320 р.
  10. Terdiman, 1993 – Terdiman R. Present past: modernity and the memory crisis. Ithaca: Cornell University Press. 1993. 389 р.

Полный текст PDF