Философско-религиозные предпосылки становления абстрактного искусства

Philosophical and religious prerequisites for the formation of abstract art

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-2-101-111

УДК 130.2

Бойко Л. А., кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, теологии и религиоведения, Кубанский государственный университет

Boyko L. A., Candidate of Philosophy, Docent, Associate Professor of Department of Philosophy, Theology and Religious Studies, Kuban State University

Предметом данного исследования выступают философские и религиозные основания абстракционизма в изобразительном искусстве. Цель настоящей статьи состоит в анализе влияния философских взглядов А. Бергсона и религиозных практик на творчество основоположников абстрактного искусства. Учитывая сложность и неоднозначность темы статьи, был предпринят следующий методологический подход: анализировались не только художественные, но и теоретические труды самых заметных фигур абстракционизма: В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана. Представлен теоретический обзор исследований, посвященных проблеме кризиса в искусстве и абстракционизму как реакции на него. В статье использовались методы интерпретации, герменевтики, компаративистский метод, который применялся для исследования мировоззренческих взглядов, зафиксированных в художественных и теоретических произведениях абстракционистов, семиотический метод, аксиологический метод — при анализе ценностей эпохи кризиса культуры начала ХХ века, в обработке исследовательской литературы применялся аналитический метод. В работе был задействован междисциплинарный подход, ориентирующий на изучение абстракционизма как многомерного явления. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в статье впервые произведения вышеупомянутых художников рассматривались сквозь призму философии жизни и интуитивизма А. Бергсона, а также религиозно-духовных практик (шаманизм, даосизм, древнегреческая мифология, христианство и теософия), мотивы которых использовались художниками-абстракционистами в своих картинах. Был сделан вывод о том, что для абстрактного искусства характерно желание разрыва с художественной традицией, конфликт со временем, неприятие однозначности, стремление максимально выразить себя, культ творческого протеста, противоречия и эксперимента, что привело к формальному и концептуальному новаторству, формированию нового художественного сознания под воздействием данных философских и религиозных идей.

Ключевые слова: абстракционизм; искусство; философия культуры; бергсонианство; иррационализм; интуитивизм; философия жизни; шаманизм..

The subject of this study is the philosophical and religious background of abstractionism in the visual arts. The purpose of this article is to analyze the influence of the philosophical views of A. Bergson and religious practices on the work of the founders of abstract. Given the complexity and ambiguity of the topic of the article, the following methodological approach was taken: not only artistic, but also theoretical works of the most prominent figures of abstractionism were analyzed: V. Kandinsky, K. Malevich, P. Mondrian. A theoretical review of studies on the problem of the crisis in art and abstractionism as a reaction to it is presented. The article used the methods of interpretation, hermeneutics, the comparative method, which was used to study the worldviews recorded in the artistic and theoretical works of abstractionists, the semiotic method, the axiological method in the analysis of the values of the cultural crisis of the early XX century, and the analytical method was used in the processing of research literature. The work involved an interdisciplinary approach that focuses on the study of abstractionism as a multidimensional phenomenon. The scientific novelty of this study lies in the fact that in the article for the first time the works of the above-mentioned artists were considered through the prism of the philosophy of life and intuitionism of A. Bergson, as well as religious and spiritual practices (shamanism, Taoism, ancient Greek mythology, Christianity and theosophy), elements of which were used by artists-abstractionists in their paintings. It was concluded that abstract art is characterized by the desire to break with artistic tradition, conflict with time, rejection of unambiguity, the desire to express oneself as much as possible, the cult of creative protest, contradiction and experiment, which led to formal and conceptual innovation, the formation of a new artistic consciousness under the influence of these philosophical and religious ideas.

Keywords: abstractionism; art; philosophy of culture; Bergsonianism; irrationalism; intuitionism; philosophy of life; shamanism.

Список литературы

  1. Бергсон, 1992 — Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания / Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: «Московский Клуб», 1992. С. 50–159.
  2. Бергсон, 2001 — Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. Флеровой. М.: ТЕРРА. Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001. 384 с.
  3. Бердяев, 1990 — Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт. 1990. 48 с.
  4. Джеймс, 1911 — Джеймс У. Вселенная с плюралистической точки зрения / пер. с англ. Б. Осипова и О. Румера; под ред. Г. Г. Шпета. М.: Космос, 1911. 235 с.
  5. Кандинский, 2020 — Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Эксмо-Пресс. 2020. 160 c.
  6. Кафка, 2007 — Кафка Ф. Афоризмы. Письмо к отцу. Письма (сборник). М.: АСТ. 2007. 416 с.
  7. Малевич, 2021 — Малевич К. С. Супрематизм. Мир как беспредметность. М.: Книговек, 2021. 528 с.
  8. Северюхин, Лейкинд, 1992 — Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932). Спб.: Изд-во Чернышева, 1992. 400 с.
  9. Хеллер, 1962 — Хеллер Б. Корни абстрактного экспрессионизма / Америка. 1962. № 74. С. 27–35.
  10. Greenberg, 1965 — Greenberg Cl. Art and Culture: Critical Essays. Boston: Beacon Press, 1965. 276 p.
  11. Huxley, 1960 — Huxley A. On Art and Artists. N.Y.; L.: Harper & Brothers, 1960. 320 p.
  12. Kubie, 1953 – 1954 — Kubie L. The Forgotten Man in Education / Harvard Alumni Bulletin. 1953 – 1954. LVI: 8. Pp. 349–353.
  13. Mondrian, 1986 — Mondrian P. The New Art — The New Life: The Collected Writings of Piet Mondrian. Boston: G.K. Hall, 1986. 414 p.
  14. Rieser, 1971 — Rieser M. The Aesthetics of Guido Calogero / The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1971. Vol. 30, № 1. С. 19–26.
  15. Weiss, 1995 — Weiss P. Kandinsky and Old Russia: The Artist as Ethnographer and Shaman. New Haven: Yale University Press, 1995. 291 p.

Полный текст PDF