Контакты новосибирской старообрядческой общины в 1950-1960-е годы с И. Н. Заволоко. Новые материалы

Contacts of the Novosibirsk Old Believer community in the 1950-1960s with I.N. Zavoloko. New materials

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-2-157-167

УДК 394; 281.93

Фурсова Е. Ф., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом этнографии Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

Голомянов А. И., кандидат технических наук, Новосибирский государственный аграрный университет

Fursova E. F., Doctor of Historical Sciences, leading researcher, head Department of Ethnography of the Institute archeology and ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

Golomyanov A. I.,Candidate of Technical Sciences, Novosibirsk State Agrarian University

Исследования, посвященные деятелям сибирского старообрядчества, их организационной роли и влиянию на конфессиональную идентичность региональных сообществ становятся все более популярными и могут дать этнографам важные результаты в плане определения механизмов коммуникации незарегистрированных общин во времена СССР. В 1986-2010 годов, благодаря этнографическим экспедициям ИАЭТ СО РАН, исследователям удалось обнаружить, а затем и общаться не только с таежными отшельниками, но и с городскими старообрядцами-беспоповцами, в данном случае такого мегаполиса, как Новосибирск. В статье делается попытка на основе письменных источников (письмо, редкая публикация, рукопись) и воспоминаний новосибирских старообрядцев федосеевской общины города Новосибирска выявить масштаб влияния личности старообрядческого деятеля 1930-1980-х годов Ивана Никифоровича Заволоко. Сосланный в Сибирь в 1949-1958 годов И. Н. Заволоко сыграл в болотистом Васюганье роль центра притяжения старообрядцев-федосеевцев. Ссыльный старообрядец информировал селян об идеологических и религиоведческих основах веры в годы гонений в период т.н. «церковных преобразований советской власти», когда потомки старообрядцев начали стремительно утрачивать свои культурные ценности.

Ключевые слова: старообрядцы, федосеевское согласие, Заволоко, контакты, Новосибирск, новые источники, 1950 - 1960-е годов.

Research devoted to the figures of the Siberian Old Believers, their organizational role and influence on the religious identity of regional communities is becoming increasingly popular and can give ethnographers important results in terms of determining the mechanisms of communication of unregistered communities during the USSR. In 1986-2010, thanks to ethnographic expeditions of the Institute of Atomic Economy and Ethnography SB RAS, researchers were able to discover and then communicate not only with taiga hermits, but also with urban Old Believers-bespopovtsy, in this case, such a metropolis as Novosibirsk. The article makes an attempt, based on written sources (letter, rare publication, manuscript) and memoirs of Novosibirsk Old Believers of the Fedoseyevsk community of Novosibirsk, to identify the scale of influence of the personality of the Old Believer figure in the 1930-1980s. Ivan Nikiforovich Zavoloko. Exiled to Siberia in 1949-1958. I. N. Zavoloko played the role of a center of attraction for the Fedoseev Old Believers in the swampy Vasyugan region. The exiled Old Believer informed the villagers about the ideological and religious foundations of faith during the years of persecution during the so-called period. “Church reforms of Soviet power,” when the descendants of the Old Believers began to rapidly lose their cultural values.

Keywords: Old Believers, Fedoseevsky community, Zavoloko, contacts, Novosibirsk, new sources, 1950 - 1960s.

Список литературы

  1. Атлас, 2009 – Атлас культур и религий. Народы России. Российская академия наук. М.: Дизайн. Информация. Картография. Феория, 2009. 320 с.
  2. Большая, 1904 – Большая энциклопедия. Под ред. С.Н. Южакова. Т. XII. СПб.: Типо-Литография Книгоиздательского Т-ва «Просвещение», 1904. 796 с.
  3. Булгаков, 1993 – Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Репр. Изд. 1913 г. Ч. 1. М., Изд. Моск. Патриархата, 1993. 944 с.
  4. Заволоко, 1935 – Заволоко И. Н. Св. отцы о праздновании Пасхи. Рига, 1935 г. 4 л. (8 с.).
  5. Заволоко, 1962 – Заволоко И. Н. Рукопись текста на печатной машинке «Максим Грек (Краткая историческая справка)». Рига, 1962 г. Хранится в ГПНТБ СО РАН, имеет дарственную подпись «Дорогому Петру Сидоровичу…». 9 л. (18 с.)
  6. Заволоко, 1967 – Заволоко И. Н. Письмо наставнику новосибирской федосеевской общины П.С. Квашнину. Рига, 1967. ПМА 1996. 1 л. (2 с.).
  7. Милюков, 2009 – Милюков П. Н. Энциклопедия русской православной культуры. М.: ЭКСМО, 2009. 592 с.
  8. Миролюбов, 1999 – Миролюбов И. И. Памяти Заволоко Ивана Никифоровича / Сборник статей и материалов, посвященных 100-летию И. Н. Заволоко. Рига: Центр. Совет Древлеправославной поморской церкви Латвии, 1999. 168 с.
  9. Очерки, 1977 – Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М.: Издательство Московского университета, 1977. 444 с.
  10. Пустозерский сборник, 1975 – Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л.: Наука, 1975. 263 с.
  11. Фурсова, 2003 – Фурсова Е. Ф., Голомянов А. И., Фурсова М. В. Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимодействий конфессионально-этнографической группы. Новосибирск: АГРО-СИБИРЬ, 2003. 276 с.
  12. Справочный, 1901 – Справочный общедоступный энциклопедический словарь. Сост. А. Н. Чудинов. СПб: изд. В.И. Губинского, 1901. 688 с.

Исследование осуществлено в рамках реализации госзадания Института археологии и этнографии СО РАН «Этнокультурное многообразие и социальные процессы Сибири и Дальнего Востока XVII-XXI веков. Исследование меняющейся роли традиционных культур, социальных институтов и экологических парадигм» (FWZG-2022-0001).

Полный текст PDF