УДК 323.11
Степанов В. П., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и этнонациональных процессов, главный научный сотрудник НОЦ «Социальная антропология», Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева
Stepanov V. P., Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Anthropology and Ethnic Processes, Ch. Researcher REC «Social Anthropology», Orel State University named after I.S. Turgenev
На примере Республики Молдова рассматривается форма узнавания и социализации студенческой молодежи посредством межкультурной коммуникации в трудовых семестрах. В ходе рассмотрения темы, автор постарается остановиться на раскрытии следующих положений, характеризующих этномобилизационную сторону трудовых семестров в полиэтническом пространстве советской Молдавии:
- трудовые семестры выступали площадкой пробы «большого мира», в который впервые вступали девушки и не отслужившие в армии юноши;
- трудовые семестры следует рассматривать как дополнительный механизм социализации личности в условиях поликультурности;
- первичный опыт ознакомления с инокультурной средой порой оставлял определенный след на всю последующую жизнь, формируя стереотипы, отражающиеся на положительном или отрицательном восприятии представителей той или иной культуры, а порой формирующих образ целого народа.
- основная масса конфликтных отношений в ходе проведения трудовых семестров основывалась не на этническом неприятии, а по принципу противостояния своих и чужих (приезжих студентов и местной молодежи вне зависимости от национальности). Второй причиной конфликтности выступал извечный женский фактор, одна из основных причин войн в истории человечества, что уж говорить о максималистской молодежной среде.
Ключевые слова: трудовые семестры, студенчество, межкультурный диалог, представления друг о друге, социализация, Республика Молдова, язык.
The article examines the form of recognition and socialization of student youth through intercultural communication in student labor semesters in Soviet Moldova. The author distinguishes the theses characterizing the ethnomobilization aspect of labor semesters in multiethnic Soviet Moldova. First of all labor semesters served as a test site for the «big world», for the first time there were girls and boys who did not serve in the army. Secondly labor semesters should be considered as an additional mechanism of socialization of the individual in conditions of multiculturalism. Thirdly the primary experience of acquaintance with the foreign culture environment at times left a certain trace on the whole subsequent life. This experience formed stereotypes of positive or negative perception of representatives of a particular culture. This experience also shaped the image of a certain people. Conflict relations during the labor semesters was not based on ethnic rejection. At the heart of the conflicts is the principle of confronting one's own and others' (immigrant students and local youth, regardless of nationality). The second cause of conflict was the age-old female factor, one of the main causes of wars in the history of mankind, to say nothing of the maximalist youth environment.
Keywords: labor semesters, students, intercultural dialogue, presentations about each other, socialization, Republic of Moldova, language.
Список литературы
Стратегия интеграции национальных меньшинств Республики Молдова на 2015–2020 годы http:/particip.gov.md/proiectview.php?l=ro&idd=2373 (дата обращения : 11.01.2018).
-
Савчук А. Состав и численность населения Молдавии. Население Молдавии по годам / http:/fb.ru/article/188028/sostav-i-chislennost-naseleniya-moldavii-naselenie-moldavii-po-godam (дата обращения:22.03.2018).
Анцупов И. А. Русское население Бессарабии и Левобережного Поднестровья в конце XVIII – XIX в. (социально-экономический очерк). Кишинев, 1996. С. 76, 95.
Тарнакин В., Соловьева Т. Бессарабские истории / Ист.-краеведческие журналистские расследования / Владимир Тарнакин, Татьяна Соловьева. – К.: Pontos, 2011 (F.E.-P. «Tipogr. Centrală»). С. 197.
Фурман Д. Молдавские молдаване и молдавские румыны. Влияние особенностей национального сознания молдаван на политическое развитие Республики Молдова С. 279. (со ссылкой на: V. Roman. Bucovina, Basarabia, Moldova. București, 1995. P. 70) подчеркивает, что в 1912 г. Молдаване составляли только 14% жителей городов края, в то время как евреи насчитывали 37%, русские – 24%, украинцы – 16%. См.: http:/
www.intelros.ru/pdf/prognozis/01/furman.pdf (дата обращения: 11.02.2016). На действующем сайте Департамента статистики Республики Молдова констатируется, что молдаване, гагаузы и болгары живут в основном в селах, а русские, румыны и украинцы – в городах /
www.statistica.md/newsview.php?0|=ro&id=2358 (дата обращения: 12.01.2018).
Репида Л. Е. Население Молдовы в интеграционных процессах (40–50-е гг. ХХ в.). Кишинев, 2000. С. 135.
«Архипелаг КОЛХОЗ». Книга воспоминаний. Составители и редакторы И. А. Стернин, В. В. Инютин. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. С. 6.
References
Strategiya integracii nacional'nyh men'shinstv Respubliki Moldova na 2015–2020 gody http:/particip.gov.md/proiectview.php?l=ro&idd=2373 (data obrashcheniya : 11.01.2018).
-
Savchuk A. Sostav i chislennost' naseleniya Moldavii. Naselenie Moldavii po godam /http:/fb.ru/article/188028/sostav-i-chislennost-naseleniya-moldavii-naselenie-moldavii-po-godam (data obrashcheniya:22.03.2018).
Ancupov I. A. Russkoe naselenie Bessarabii i Levoberezhnogo Podnestrov'ya v konce XVIII – XIX v. (social'no-ehkonomicheskij ocherk). Kishinev, 1996. S. 76, 95.
Tarnakin V., Solov'eva T. Bessarabskie istorii / Ist.-kraevedcheskie zhurnalistskie rassledovaniya / Vladimir Tarnakin, Tat'yana Solov'eva. K.: Pontos, 2011 (F.E.-P. «Tipogr. Centrală»). S. 197.
Furman D. Moldavskie moldavane i moldavskie rumyny. Vliyanie osobennostej nacional'nogo soznaniya moldavan na politicheskoe razvitie Respubliki Moldova S. 279. (so ssylkoj na: V. Roman. Bucovina, Basarabia, Moldova. București, 1995. P. 70) podcherkivaet, chto v 1912 g. Moldavane sostavlyali tol'ko 14% zhitelej gorodov kraya, v to vremya kak evrei naschityvali 37%, russkie – 24%, ukraincy – 16%. Sm.: http:/
www.intelros.ru/pdf/prognozis/01/furman.pdf (data obrashcheniya: 11.02.2016). Na dejstvuyushchem sajte Departamenta statistiki Respubliki Moldova konstatiruetsya, chto moldavane, gagauzy i bolgary zhivut v osnovnom v selah, a russkie, rumyny i ukraincy – v gorodah /
www.statistica.md/newsview.php?0|=ro&id=2358 (data obrashcheniya: 12.01.2018).
Repida L. E. Naselenie Moldovy v integracionnyh processah (40–50-e gg. HKH v.). Kishinev, 2000. S. 135.
«Arhipelag KOLHOZ». Kniga vospominanij. Sostaviteli i redaktory I. A. Sternin, V. V. Inyutin. Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2016. S. 6.
Полный текст PDF