Проблема самоидентификации современного российского кинематографа: в поисках лучшего будущего

The Problem of Self-Identification in Contemporary Russian Cinema: In Search of a Better Future

DOI: 10.33979/2587-7534-2025-4-147-157

УДК 791.43/.45 : 008.2

Грибакина Т. Э., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Gribakina T. E., Candidate of Philosophy, Senior Lecturer of Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after I. S.Turgenev

Автор статьи предпринимает попытку проследить современные тенденции в кинематографе, который претерпевает значительные трансформации в современном поли- и социокультурном пространстве и в связи с развитием технологий. В статье сравниваются советская и современная системы кинопроката, осмысливается система финансирования киноиндустрии, ответственность продюсеров, роль современных технологий и популярность у зрителя российских кинолент. В отечественном кинематографе выделяются такие тенденции, как: развитие авторского кино и плагиат зарубежных сюжетов, акцент на сказочные сюжеты, переосмысление советского прошлого и его идеализация, попытка создания нарративов будущего и позитивных образов. Делается вывод о том, что процесс обретения уникальности, собственного голоса и значимости в мировом масштабе современным российским кинематографом сложен, но является неотъемлемой частью его становления в условиях идеологической войны, глобальной культурной конкуренции, в рамках государственной политики и интересов общества.

Ключевые слова: российский кинематограф, цифровой кинематограф, Digital Cinema, посткинематограф, проблема самоидентификации, поиск новых смыслов.

The author of the article attempts to trace modern trends in cinema, which is undergoing significant transformations in the modern poly- and socio-cultural space and in connection with the development of technology. The article compares the Soviet and modern systems of film distribution, examines the financing system of the film industry, the responsibility of producers, the role of modern technologies, and the popularity of Russian films among viewers. The article highlights the following trends in Russian cinema: the development of authorial cinema and the plagiarism of foreign plots, the emphasis on fairy-tale stories, the reinterpretation of the Soviet past and its idealization, and the attempt to create narratives about the future and positive images. It is concluded that the process of gaining uniqueness, its own voice, and significance on a global scale by modern Russian cinema is complex, but it is an integral part of its development in the context of ideological warfare, global cultural competition, and public policy.

Keywords: Russian cinema, digital cinema, post-cinema, problem of self-identification, search for new meanings.

Список литературы

  1. «Рентабельность советского кинематографа, 2003 – «Рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год» / Журнал «Коммерсантъ Власть». URL: https:/www.kommersant.ru/doc/370022 (дата обращения: 03.10.2025)
  2. Баймалух, 2023 – Баймалух И. В. Общие тенденции развития отечественного кинематографа 2020-2023 гг. / И. В. Баймалух / Мир культуры глазами молодых исследователей : Сборник тезисов XLVIII научно-практической конференции студентов, Пермь, 17-21 апреля 2023 года. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2023. С. 271-274
  3. Бодрийяр, 2013 – Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013. 204 с.
  4. Веремчук, 2024 – Веремчук А. С. Влияние цифровых технологий на кинематограф / А. С. Веремчук / Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России : Материалы V Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20 октября 2022 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2024. С. 18-21.
  5. Глава ИРИ дал оценку роста стоимости кинопроизводства, 2025 – Глава ИРИ дал оценку роста стоимости кинопроизводства URL: https:/www.vedomosti.ru/media/articles/2025/04/08/1103053-glava-iri-dal (дата обращения: 02.09.2025)
  6. Горохова, 2024 – Горохова В. О. Корреляция новых медиа и посткинематографа / Вестник ВГИК. 2024. Т.16. №3 (61). С.109-122.
  7. Грибакина, 2026 – Грибакина Т. Э. Образы будущего в отечественном игровом кинематографе / Т. Э. Грибакина. Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2026. 219 с.
  8. Как сериал на «Кинопоиске» цементирует, 2025 – Как сериал на «Кинопоиске» цементирует статус «Короля и шута» в статусе классики. URL: https:/theblueprint.ru/culture/music/korol-i-shut (дата обращения: 15.09. 2025)
  9. Косинова, 2024 – Косинова М. И. Тенденции и перспективы развития современного российского кинематографа / М. И. Косинова / Современный кинематограф основные векторы развития : Сборник статей. Материалы научно-практической конференции, Москва, 18 мая 2023 года. Москва: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, 2024. С. 47-56.
  10. Куделина, 2022 – Куделина Е. А. Новые реалии и задачи российского кинематографа / Е. А. Куделина / Власть. 2022. Т. 30, № 6. С. 281-282.
  11. Маклюэн, 2003 – Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с анг. В. Николаева; Закл. Ст. М. Вавилова. М; Жуковский «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
  12. Малышев, 2022 – Малышев В. С. Новые подходы к исследованию истории новейшего отечественного кино / В. С. Малышев / Вестник ВГИК. 2022. Т. 14, № 2(52). С. 8-18.
  13. Мешков, 2023 – Мешков Е. А. Особенности новых технологий кино и их влияние на образность кинематографа эпохи пандемии / Е. А. Мешков, А. П. Люсый / Культура и цивилизация. 2023. Т. 13, № 10-1. С. 63-69.
  14. Об утверждении основных принципов, 2025 – Об утверждении основных принципов государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2025 году / Министерство культуры Российской Федерации. URL: https:/culture.gov.ru/documents/ob-utverzhdenii-osnovnykh-printsipov-gosudarstvennoy-finansovoy-podderzhki-kinoproizvodstva-v-2025-g04022025/ (дата обращения: 02.09.2025)
  15. Огнева, 2024 – Огнева О. К. Стриминговые платформы как новое явление в современном кинематографе / Современный кинематограф. Основные векторы развития. 2024. №. URL: https:/cyberleninka.ru/article/n/strimingovye-platformy-kak-novoe-yavlenie-v-sovremennom-kinematografe (дата обращения: 03.10.2025).
  16. Родионова, 2020 – Родионова М. Н. Постфильм как новая жанрово-стилистическая форма цифрового кинематографа / Культурный код. 2020. №4. URL: https:/cyberleninka.ru/article/n/postfilm-kak-novaya-zhanrovo-stilisticheskaya-forma-tsifrovogo-kinematografa (дата обращения: 04.10.2025).
  17. Серов, 2025 – Серов Р. Д. Факторы развития российского кинематографа на современном этапе / Р. Д. Серов, О. Н. Никитина / Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ижевск, 11–15 ноября 2024 года. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2025. С. 61-68.
  18. Смагина, 2023 – Смагина С. А. Фильм «Чебурашка» (2023) - сказка о поиске национальной идентичности? Размышления о феномене успешности фильма / С. А. Смагина / Современный кинематограф основные векторы развития : Сборник статей. Материалы научно-практической конференции, Москва, 18 мая 2023 года. Москва: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова, 2024. С. 103-111.
  19. Хакимов, 2025 – Хакимов И. К. Эстетико-культурологические предпосылки перехода кинематографа от пленки к цифре / И. К. Хакимов, Л. А. Ланина / Образование и наука: современный вектор развития : Материалы IV Национальной научно-практической конференции, Керчь, 12-13 мая 2025 года. Керчь: Керченский государственный морской технологический университет, 2025. С. 322-331.
  20. Шестопал, 2016 – Шестопал Е. Б. Образы будущего в сознании российского общества как фактор политического развития / Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2016. №2. URL: https:/cyberleninka.ru/article/n/obrazy-buduschego-v-soznanii-rossiyskogo-obschestva-kak-faktor-politicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.09.2025).
  21. Arcagni, 2015 – Arcagni S. Pattern Recognition: The “Postcinema” Seen by William Gibson / Imaginary Films in Literature / ed. by S. Ercolino, M. Fusillo, M. Lino, L. Zenobi. Leiden, Boston : Brill, 2015. P. 203-212.
  22. Kehoe, Mateer, 2015 – Kehoe K., Mateer J. The Impact of Digital Technology on the Distribution Value Chain Model of Independent Feature Films in the UK / Journal International Journal on Media Management. 2015. № 17. URL: https:/www.researchgate.net/publication/282224544_The_Impact_of_Digital_Technology_on_the_Distribution_Value_Chain_Model_of_Independent_Feature_Films_in_the_UK (дата обращения: 10.10.2025).

Полный текст PDF