Декоративно-прикладное искусство крымских татар: исследование ювелирных техник и их семиотического значения на материалах ювелирной коллекции Крымского этнографического музея

Decorative and Applied Arts of the Crimean Tatars: A Study of Jewelry Techniques and Their Semiotic Meaning Based on the Jewelry Collection of the Crimean Ethnographic Museum

DOI: 10.33979/2587-7534-2025-4-224-235

УДК 391.2; 391.4; 391.7

Комар Я. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия, история и право», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Краснодар).

Komar I. V., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and Law Financial University under the Government of the Russian Federation ( Krasnodar).

В данной статье автор проводит исследование коллекции ювелирных украшений Крымского этнографического музея, которая включает образцы крымско-татарского и крымчакского декоративно-прикладного искусства, а также кубачинские пояса из Дагестана. Основное внимание уделяется крымско-татарским украшениям XIX – начала XX века, в частности, навершиям для феса (тепеликам) и поясам, выполненным преимущественно из серебра, которое символически ассоциируется с луной и наделено магическими свойствами. Исследование выявляет влияние египетских, византийских и ближневосточных традиций на формирование уникального стиля крымско-татарских украшений, характеризующегося разнообразием форм и орнаментальных мотивов. В статье подробно анализируется декоративное оформление фесов, особенно тепеликов – ажурных розеток, часто содержащих стилизованные изображения лилий. Эти изображения интерпретируются как символы чистоты, девичьей невинности и цикличности жизни. Анализ поясов, выполненных из различных материалов и декорированных металлическими элементами (сулюками) и массивными пряжками с весом до 400 г, подчеркивает их функциональную и сакральную роль в свадебных обрядах и семейной жизни. Ювелирные техники, такие как филигрань, зернь и золочение, рассматриваются в контексте их семиотического значения, акцентируя внимание на апотропейной функции декоративных элементов, которые призваны обеспечить благополучие владелицы. В целом, данное исследование демонстрирует значимость ювелирных украшений как источника информации о материальном благосостоянии, социальном статусе и культурных традициях крымско-татарского населения.

Ключевые слова: крымско-татарские украшения, навершия, тепелик, фес, кубачинская ювелирная техника, филигрань, чернение, пробирный контроль.

In this article, the author conducts a study of the jewelry collection of the Crimean Ethnographic Museum, which includes examples of Crimean Tatar and Krymchak decorative and applied arts, as well as Kubachi belts from Dagestan. The main attention is paid to Crimean Tatar jewelry of the 19th – early 20th centuries, in particular, fez finials (tepeliks) and belts made mainly of silver, which is symbolically associated with the moon and is endowed with magical properties. The study reveals the influence of Egyptian, Byzantine and Middle Eastern traditions on the formation of a unique style of Crimean Tatar jewelry, characterized by a variety of forms and ornamental motifs. The article analyzes in detail the decorative design of fezes, especially tepeliks - openwork rosettes, often containing stylized images of lilies. These images are interpreted as symbols of purity, maiden innocence and the cyclical nature of life. Analysis of belts made of various materials and decorated with metal elements (suluks) and massive buckles weighing up to 400 g emphasizes their functional and sacred role in wedding ceremonies and family life. Jewelry techniques such as filigree, granulation and gilding are considered in the context of their semiotic meaning, focusing on the apotropaic function of decorative elements, which are designed to ensure the well-being of the owner. In general, this study demonstrates the importance of jewelry as a source of information about the material well-being, social status and cultural traditions of the Crimean Tatar population.

Keywords: Crimean Tatar jewelry, finials, tepelik, fez, Kubachi jewelry technique, filigree, blackening, assay control.

Список литературы

  1. Аблямитова, 2017 – Аблямитова Л. Х. Женские украшения крымских татар второй половины XIX-начала XX ст / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-2. С. 27-33.
  2. Акчурина-Муфтиева, 2008 – Акчурина-Муфтиева Н. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV – первой половины XX в. Симферополь. 2008.
  3. Акчуріна-Муфтієва, 2009 – Акчуріна-Муфтієва Н. М. Декоративно-прикладне мистецтво кримських татар XV - першої половини XX ст.: (етапи розвитку, типологія, стилістика, художні особливості): автореферат дис. … доктора мистецтвознавства: 17.00.06 Декоративне і прикладне мистецтво. Львів. 2009. 36 с.
  4. Желтухина, 2000 – Желтухина О. А. Исчезающее искусство филиграни / Qasevet. 2000. № 27. С. 10-14.
  5. Желтухина, 2003 – Желтухина О. А. Крымские татары в начале XIX-ХХ в. Путеводитель по этнографическому отделу. Симферополь. 2003.
  6. Калашникова, 2014 – Калашникова Н. М. «Пояса со словесами…» / Коллекция поясов из собрания Российского этнографического музея. М. 2014. 262 с.
  7. Ниметуллаева, 2003 – Ниметуллаева З. Защитные функции крымскотатарских украшений / Таврические научные чтения. Симферополь. 2003.
  8. Суслова, 2018 – Суслова С. В. Татарский костюм: историко-этнологическое исследование. Академия наук Республики Татарстан, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2018. 238 с.
  9. Чепурина, 1938 – Чепурина П. Я. Орнаментальное шитьё Крыма. M.; Л., 1938.
  10. Шиллинг, 1949 – Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. - М.; Л., 1949. 224 с.
  11. Ювелирна, 2015 – Ювелирная коллекция Крымского этнографического музея: каталог / М-во культуры Республики Крым, Гос. бюджетное учреждение Республики Крым «Крымский этнографический музей». Симферополь: Антиква, 2015. 106 с.

Полный текст PDF