DOI: 10.33979/2587-7534-2025-4-59-71
УДК 32.019.5 + 316.722 + 94(55)
Кудряшова Е. В., кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры востоковедения и политических наук, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева.
Kudryashova E. V., Candidate of Political Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Oriental Studies and Political Science, Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev.
Статья посвящена анализу эволюции механизмов формирования национальной идентичности в Иране через призму символической политики. В качестве теоретической основы исследования используется концепция символического капитала П. Бурдье, что позволяет интерпретировать политическую борьбу как конкурентную борьбу за гегемонию в символическом пространстве. В работе выделены три ключевых этапа трансформации. На первом этапе (правление династии Пехлеви) доминировал светский националистический дискурс, основанный на монополизации доисламского имперского наследия и маргинализации исламского компонента. Второй этап, начавшийся с Исламской революции 1979 года, характеризуется радикальным разрывом и установлением гегемонии революционно-исламского дискурса, сопровождавшегося тотальной заменой символического кода. Третий, современный этап (рубеж XX-XXI вв.), представляет собой сложную гибридную систему, в которой три ключевых нарратива – иранский (доисламский), исламский (революционно-шиитский) и модернистский (западнический) – вступили в состояние острой и перманентной конкуренции. Символическое пространство современного Ирана представляет собой арену напряженной борьбы, где государство, сохраняя лояльность исламско-революционной риторике, вынуждено апеллировать к другим нарративам, а общество генерирует контр-символы, бросающие вызов официальной идеологии. Эта конкуренция идентичностей определяется как ключевой фактор, обуславливающий внутреннюю политическую динамику и внешнеполитическое позиционирование Исламской Республики Иран.
Ключевые слова: символическая политика, национальная идентичность, Исламская Республика Иран, символическая конкуренция, исторические нарративы, символический капитал.
This article analyzes the evolution of national identity formation mechanisms in Iran through the lens of symbolic politics. Pierre Bourdieu's concept of symbolic capital serves as the theoretical foundation of the study, allowing for the interpretation of political struggle as a competitive struggle for hegemony in symbolic space. The paper identifies three key stages of transformation. The first stage (the reign of the Pahlavi dynasty) was dominated by secular nationalist discourse, based on the monopolization of the pre-Islamic imperial legacy and the marginalization of the Islamic component. The second stage, beginning with the Islamic Revolution of 1979, was characterized by a radical rupture and the establishment of the hegemony of revolutionary Islamic discourse, accompanied by a total replacement of the symbolic code. The third, modern stage (the turn of the 20th and 21st centuries) represents a complex hybrid system in which three key narratives – Iranian (pre-Islamic), Islamic (revolutionary Shiite), and modernist (Western) – have entered into a state of intense and permanent competition. The symbolic space of contemporary Iran is an arena of intense struggle, where the state, while maintaining loyalty to Islamic revolutionary rhetoric, is forced to appeal to other narratives, while society generates counter-symbols that challenge the official ideology. This competition of identities is defined as a key factor determining the internal political dynamics and foreign policy positioning of the Islamic Republic of Iran.
Keywords: symbolic politics, national identity, Islamic Republic of Iran, symbolic competition, historical narratives, symbolic capital.
Список литературы
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-18-00301-П «Процесс конструирования новых идентичностей в Каспийском макрорегионе в контексте социетальной безопасности».