Исторические концепции в философии Г. Зиммеля и О. Шпенглера

Historical concepts in the philosophy of G. Simmel and O. Spengler

DOI: 10.33979/2587-7534-2025-4-93-103

УДК 130.2

Дунаева С. Л., ассистент кафедры философии, Ленинградский университет им. А. С. Пушкина

Dunaeva S. L., Assistant at the Department of Philosophy, Leningrad University named after. A. S. Pushkin

Интерес к истории связан со стремлением человека осмыслить себя во времени и понять причинно-следственные связи событий. В XIX веке появилась проблема историзма, связанная с ограниченностью прогрессивного подхода к истории. Культурные предпосылки, включая идеи Ф. Ницше, В. Дильтея и теорию относительности Эйнштейна, повлияли на философов жизни начала XX века. Г. Зиммель критиковал линейность истории, предлагая учитывать значимость событий для отдельных людей и культур. О. Шпенглер развил эту мысль, предложив отказаться от классической периодизации и рассматривать историю как жизненный цикл культур. Такой подход подчёркивает уникальность каждой культуры и вводит элементы фатальности и случайности в её развитие. Философы жизни предложили рассматривать историю через призму индивидуальной и коллективной памяти, что противоречит традиционному подходу.

Ключевые слова: историзм, исторический процесс, философия жизни, Г. Зиммель, О. Шпенглер, историческая память.

Interest in history is connected to a person’s desire to understand themselves within the context of time and to grasp the cause-and-effect relationships of events. In the 19th century, the problem of historicism emerged, highlighting the limitations of a progressive approach to history. Cultural factors, including the ideas of Nietzsche, Dilthey, and Einstein’s theory of relativity, influenced early 20th-century philosophers of life. Georg Simmel criticized the linear view of history, proposing to consider the significance of events for individuals and specific cultures. Oswald Spengler developed this idea further, suggesting the abandonment of the classical periodization of history and viewing it instead as the life cycle of distinct cultural types. This approach emphasizes the uniqueness of each culture and introduces elements of fatality and chance into its development. As a result, philosophers of life proposed to study history through the lens of individual and collective memory, which contradicts the traditional linear approach.

Keywords: historicism, historical process, philosophy of life, Simmel, Spengler, historical memory.

Список литературы

  1. Алферов, 2016 – Алферов А. А. Очерки философии истории. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016. 231 с.
  2. Арнаутова, 2019 – Арнаутова Ю. Е. «Историзм», «проблема историзма», «кризис историзма»: феномен историзма и понятие историзм в немецких науках о духе XIX-начала XX в. Новое прошлое. 2019. № 4. С. 86-110.
  3. Губман, 2020. – Губман Б. Л. Проблема исторического опыта в философии Г. Зиммеля: Вестник Тверского государственного университета. Философия. 2020. № 3 (53). С. 257-273.
  4. Верхвоин, 2012 – Верховин В. И. Феномен денег в социологии Г. Зиммеля: Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14. № 2 (71-72). С. 137-143.
  5. Дильтей, 2000 – Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / пер. с нем. Под ред. В. С. Малахова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 763 с.
  6. Дюков, 2023 – Дюков Е. В. Сущность «души культуры» в теории О. Шпенглера: Бытие человека: проблема единства во многообразии современного мира: Материалы Х международной научной конференции, Челябинск, 16 ноября 2023 года. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. С. 197-204.
  7. Зиммель, 1996 – Зиммель Г. К вопросу о философии истории. Избранное. Т. 1. Философия культуры / сост. С. Я. Левит. М.: Юрист, 1996. 671 с.
  8. Зиммель, 1996 – Зиммель Г. Проблема исторического времени. Избранное. В 2 т. Т. 1. Философия культуры / сост. С. Я. Левит. М.: Юрист, 1996. 671 с.
  9. Ионин, 1981 – Ионин Л. Г. Георг Зиммель – социолог. М.: «Наука», 1981. 129 с.
  10. Коллингвуд, 1980 – Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 486 с.
  11. Левит, 2019 – Левит С. Я. Философия культуры Г. Зиммеля: Вестник культурологии. 2019. № 1 (88). С. 82-108.
  12. Ницше, 1990 – Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Литературные памятники / сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; пер. с нем. М.: Мысль, 1990. 829 с.
  13. Равочкин, 2015 – Равочкин Н. Н. Культурологические теории Данилевского, Тойнби и Шпенглера в контексте современной методологии культуры: Аналитика культурологии. 2015. № 2 (32). С. 30-37.
  14. Риккерт, 2000 – Риккерт Г. Философия жизни. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 238 с.
  15. Ростиславлева, 2017 – Ростиславлева Н. В. Историческое знание в Германии XIX века: между философскими вызовами и историзмом? / Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2017. № 4–2(10). С. 244-254.
  16. Шпенглер, 1993 – Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. 663 с.
  17. Ясперс, 1991 – Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
  18. Симонов, 2019. – Симонов А. И. Культура и ее кризис в философско-культурологической концепции Георга Зиммеля: Человек. Культура. Образование. 2019. № 2 (32). С. 21-34.

Полный текст PDF