УДК 101.1::316
Санькова С. М., доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
Савина О. Г., педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, МБ ДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида города Орла»
Sankova S. M., Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after I. S. Turgenev
Savina O. G., teacher of additional education in graphic activities MB DOU «Kindergarten No. 90 of a combined view of the city of Orel»
В представленной работе ставится задача показать значение выявления критериев детского самоощущения счастья с целью проецирования этих критериев на взрослую жизнь. Под счастьем в данной работе понимается ощущения полноты бытия. Исследование основывается на следующих положениях: - отказ от восприятия детства в первую очередь как биологического и психологического феномена, связанного с возрастными особенностями, что предполагает возможность сохранения ряда составляющих мироощущения детства во взрослой жизни; - активное применение практики «философии с детьми» как совместного творчества концептов, в том числе и концепта счастья, что должно приводить к совместным действиям взрослых и детей по его практическому осуществлению; - в качестве нового исторического этапа развития межвозрастных отношений мы предлагаем «перенимающий стиль», предполагающий, что к XXI веку взрослый уже стал настолько сознательным, что готов учиться у детей. Основными методами исследования стали включенное наблюдение, беседа, анализ результатов изобразительной деятельности детей, анализ литературных произведений отечественных писателей, описывающих детство, а также анализ социологических и психологических данных, представленных другими исследователями. По результатам исследования делается вывод, что основными обстоятельствами, в которых наиболее полно проявляется самоощущение счастья в раннем детском возрасте, являются игровая деятельность, творчество, познание. Сохранение данных составляющих во время перехода во взрослую жизнь помогает сохранить и ощущение счастья.
Ключевые слова: счастье, детство, деятельность, игра, творчество, познание.
The paper aims to identify the criteria for children's sense of happiness and present their projection on adulthood. The authors proceed from the understanding of happiness as a feeling of the fullness of being. The study is based on the following provisions: - Rejection of the perception of childhood in the first place as a biological and psychological phenomenon associated with age characteristics. This implies the possibility of preserving a number of components of the worldview of childhood in adult life. - The use of the practice of “philosophy with children” as a co-creation of concepts, including the concept of happiness. This should lead to joint actions of adults and children in its practical implementation. - As a new historical stage in the development of relations between adult and children, we propose a “borrower style”. We hope that by the 21st century, an adult has already become so conscious that he is ready to learn from children. Basic research methods: included observation, conversation, analysis of the results of the artistic activities of children, analysis of literary works of domestic writers describing childhood, analysis of sociological and psychological data provided by other researchers. The conclusion of the study: the main circumstances of the self-perception of happiness in early childhood are activities, creativity, and cognition. These components must be preserved during the transition to adulthood.
Keywords: happiness, childhood, activity, play, creativity, cognition.
Список литературы
References