УДК 140.8
Финогентов В.Н., доктор философских наук, профессор кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина
Finogentov V. N., Doctor of Philosophy, Professor of the Department of natural Sciences and Humanities, Orel state agrarian University named after N.V. Parahina
В статье последовательно раскрывается содержание понятия «отчаяние». В ней показана высокая значимость феномена отчаяния для становления и развития, как теистических религий, так и некоторых типов философии. Теистическое мировоззрение и религиозоподобный (утопический) гуманизм рассматриваются в качестве двух в определенном смысле сходных вариантов радикального преодоления человеком и различными социокультурными сообществами ситуации отчаяния. Подчеркивается высочайшая психологическая привлекательность обоих этих вариантов. Дело в том, что они обещают человеку и человечеству победу над страданиями и смертью, обещают вечную и осмысленную жизнь. Далее дается также их критический анализ. Указанным вариантам кардинального преодоления ситуации и феномена отчаяния противопоставляется мировоззрение трагического гуманизма. Указывается, что трагический гуманизм, с одной стороны, лишен эмоциональной привлекательности, свойственной теистическому мировоззрению и утопическому гуманизму. С другой стороны, трагический гуманизм имеет серьезное онтологическое обоснование. Он характеризуется сознательным и последовательным принятием неизбывности отчаяния. В статье дается обоснование того, что человек может сохранить свое достоинство даже, принимая неизбывность отчаяния; дается аксиологическое обоснование позиции «мужества быть смертным».
Ключевые слова: отчаяние, теистическое мировоззрение, религиозоподобный (утопический) гуманизм, трагический гуманизм, трансгуманизм, бессмертие, достоинство человека
The article consistently reveals the content of the concept of «despair». It shows the high importance of the phenomenon of despair for the formation and development of both theistic religions and some types of philosophy. The theistic worldview and religio-like (utopian) humanism are considered as two, in a certain sense, similar variants of radical overcoming by a person and various socio-cultural communities of the situation of despair. The highest psychological attractiveness of both of these options is emphasized. The fact is that they promise man and humanity victory over suffering and death, promise eternal and meaningful life. Further, their critical analysis is also given. The worldview of tragic humanism is opposed to these options of cardinal overcoming of the situation and the phenomenon of despair. It is pointed out that tragic humanism, on the one hand, lacks the emotional appeal inherent in the theistic worldview and utopian humanism. On the other hand, tragic humanism has a serious ontological justification. It is characterized by a conscious and consistent acceptance of the inescapability of despair. The article provides a justification for the fact that a person can preserve his dignity even by accepting the inescapability of despair; an axiological justification of the position of «the courage to be mortal» is given.
Keywords: despair, theistic worldview, religio-like (utopian) humanism, tragic humanism, transhumanism, immortality, human dignity.
Список литературы
References