ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:21:9

Культуральные границы современного искусства

Cultural borders of contemporary art

УДК 111.85

Шмелева Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)

Макарова А.О., магистрант и ассистент кафедры философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)

Shmeleva N.V., Candidate of Philology, Docent, Associate professor of Department of Philosophy and Theology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (Minin University)

Makarova А.О., Undergraduate and Assistant of Department of Philosophy and Theology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (Minin University)

Актуальность работы обусловлена проблематикой в оценке творческих практик современного человека, необходимостью определения специфики современного представления о прекрасном и возрастающим интересом к произведениям, не имеющим однозначных трактовок относительно того, являются ли они искусством. Попытка выделить критерии искусства — это, прежде всего, попытка определить границы прекрасного. В условиях современного стилевого полифонизма в искусстве нет универсальных критериев прекрасного, что отражается на качестве и разнообразии творческого материала. В данной работе даётся представление о специфике современного искусства и описывающих его критериях.

Ключевые слова: contemporary, актуальное искусство, критерии искусства, стиль, культура, культурный продукт.

The relevance of the work is due to the problems in assessing the creative practices of modern man, the need to determine the specifics of the modern idea of beauty and the growing interest in works that do not have unambiguous interpretations as to whether they are art. An attempt to single out the criteria of art is, first of all, an attempt to define the borders of beauty. In the conditions of modern stylistic polyphonism in art, there are no universal criteria for beauty, which is reflected in the quality and diversity of creative material. This article gives an idea of the specifics of contemporary art and the criteria that describe it.

Keywords: contemporary, contemporary art, art criteria, style, culture, cultural product.

Список литературы

  1. Андреева, 2011 – Андреева Е.Ю. Все и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 710 c.
  2. Богачёва, Иевлева, 2011 – Богачёва И.А., Иевлева Н.В. Отношение публики Эрмитажа и Русского музея к современному искусству / / Вопросы культурологии. 2011. № 5. С. 95–100.
  3. Бычков, Маньковская, 2017 – Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественность как метафизическое основание эстетического опыта и критерий определения подлинности искусства / / Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. № 1. С. 220–241.
  4. Гуляев, 2016 – Гуляев П.С. Изобразительное искусство современности: необходимость или безысходность? / / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11–2 (73). С. 86–88.
  5. Иконникова, 2016 – Иконникова С.Н. Мода как стимул и соблазн потребления / / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (28). С. 55–58.
  6. Ковылина, 2004 – Ковылина Е. Нравится или не понимаю? [Электронный ресурс] / / Moscow art magazine: художественный журнал. 2004. № 55. URL: http:/ /xz.gif.ru/numbers/55/25/ (дата обращения: 15.04.22).
  7. Логутов, 2013 – Логутов В. и др. О критериях оценки произведения современного искусства: первые тезисы [Электронный ресурс] / / Цирк «Олимп»+TV: Вестник современного искусства. 2013. № 7 (40). URL: http:/ /www.cirkolimp-tv.ru/articles/411/ gruppa-laboratoriya (дата обращения: 15.04.22).
  8. Лукина, 2021 – Лукина Н.Ю. Актуальное и современное. Повторяемое и неповторимое. Глупое и вечное [Электронный ресурс] / / Культура культуры. 2021. № 2. URL: http:/ /cult-cult.ru/actual-and-contemporary-repeatable-and-unrepeatable-stupid-and-eternal/ (дата обращения: 15.04.22).
  9. Мацкевич, 2012 – Мацкевич Ю.В. Определение понятия «произведение искусства» и обозначение критериев его оценки / / Искусство и культура. 2012. № 3 (7). С. 13–16.
  10. Мерзлякова, Ястребова, 2019 – Мерзлякова А.В., Ястребова Е.Д. Гипертекст и клиповое мышление / / Казанская наука. 2019. № 12. С. 180-182.
  11. Скорбач, 2016 – Скорбач М.В. «Современное искусство» и слово художника в современном мире / / Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). С. 818–821.
  12. Флиер, 2017 – Флиер А.Я. Еще одна модель типологизации культуры / / Вестник культуры и искусств. 2017. № 1 (49). С. 51–59. С. 57.
  13. Хренов, 2017 – Хренов Н.А. История образов после истории искусства: культурологический аспект (начало) [Электронный ресурс] / / Культура культуры. 2017. № 1 (13). С. 5. URL: http:/ /cult-cult.ru/istoriya-obrazov-posle-istorii-iskusstva/ (дата обращения: 15.04.22).
  14. Шамов, Шлыкова, 2021 – Шамов А.Н., Шлыкова Ю.В. Речевая компетенция студентов поколения Z: особенности формирования / / Иностранные языки в школе. 2021. № 12. С. 70-77.
  15. Шапинская, 2017 – Шапинская Е.Н. Художественный вкус и культурный капитал: взгляды и идеи Пьера Бурдье [Электронный ресурс] / / Культура культуры. 2017. № 3 (15). С. 7. URL: http:/ /cult-cult.ru/artistic-taste-and-cultural-capital-views-and-ideas-of-pierre-bourdieu/ (дата обращения: 15.04.22).

References

  1. Andreeva, 2011 – Andreeva E.Ju. Vse i Nichto: Simvolicheskie figury v iskusstve vtoroj poloviny XX veka. SPb.: Izd-vo Ivana Limbaha, 2011. 710 p.
  2. Bogachjova, Ievleva, 2011 – Bogachjova I.A., Ievleva N.V. Otnoshenie publiki Jermitazha i Russkogo muzeja k sovremennomu iskusstvu / / Questions of Culturology. 2011. No. 5. P. 95–100.
  3. Bychkov, Man'kovskaja, 2017 – Bychkov V.V., Man'kovskaja N.B. Hudozhestvennost' kak metafizicheskoe osnovanie jesteticheskogo opyta i kriterij opredelenija podlinnosti iskusstva / / Bulletin of Slavic Cultures. 2017. Vol. 43. No. 1. P. 220–241.
  4. Guljaev, 2016 – Guljaev P.S. Izobrazitel'noe iskusstvo sovremennosti: neobhodimost' ili bezyshodnost'? / / Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2016. No. 11–2 (73). P. 86–88.
  5. Ikonnikova, 2016 – Ikonnikova S.N. Moda kak stimul i soblazn potreblenija / / Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. 2016. No. 3 (28). P. 55–58.
  6. Kovylina, 2004 – Kovylina E. Nravitsja ili ne ponimaju? [Jelektronnyj resurs] / / Moscow art magazine: art magazine. 2004. No. 55. URL: http:/ /xz.gif.ru/numbers/55/25/
  7. Logutov, 2013 – Logutov V. i dr. O kriterijah ocenki proizvedenija sovremennogo iskusstva: pervye tezisy [Jelektronnyj resurs] / / Circus «Olympus» + TV: Bulletin of Contemporary Art. 2013. No. 7 (40). URL: http:/ /www.cirkolimp-tv.ru/articles/411/ gruppa-laboratoriya
  8. Lukina, 2021 – Lukina N.Ju. Aktual'noe i sovremennoe. Povtorjaemoe i nepovtorimoe. Glupoe i vechnoe [Jelektronnyj resurs] / / Culture of Culture. 2021. No. 2. URL: http://cult-cult.ru/actual-and-contemporary-repeatable-and-unrepeatable-stupid-and-eternal/
  9. Mackevich, 2012 – Mackevich Ju.V. Opredelenie ponjatija «proizvedenie iskusstva» i oboznachenie kriteriev ego ocenki / / Art and Culture. 2012. No. 3 (7). P. 13–16.
  10. Merzlyakova, Jastrebova, 2019 – Merzlyakova A.V., Jastrebova E.D. Gipertekst i klipovoe myshlenie / / Kazan Science. 2019. No. 12. P. 180-182.
  11. Skorbach, 2016 – Skorbach M.V. «Sovremennoe iskusstvo» i slovo hudozhnika v sovremennom mire / / Bulletin of culture and arts. 2016. No. 2 (13). P. 818–821.
  12. Flier, 2017 – Flier A.Ja. Eshhe odna model' tipologizacii kul'tury / / Bulletin of culture and arts. 2017. No. 1 (49). P. 51–59. S. 57.
  13. Hrenov, 2017 – Hrenov N.A. Istorija obrazov posle istorii iskusstva: kul'turologicheskij aspekt (nachalo) [Jelektronnyj resurs] / / Culture of Culture. 2017. No. 1 (13). P. 5. URL: http://cult-cult.ru/istoriya-obrazov-posle-istorii-iskusstva/
  14. Shamov, Shlykova, 2021 – Shamov A.N., Shlykova Ju.V. Rechevaja kompetencija studentov pokolenija Z: osobennosti formirovanija / / Foreign languages at school. 2021. No. 12. P. 70-77.
  15. Shapinskaja, 2017 – Shapinskaja E.N. Hudozhestvennyj vkus i kul'turnyj kapital: vzgljady i idei P'era Burd'e [Jelektronnyj resurs] / / Culture of Culture. 2017. No. 3 (15). P. 7. URL: http:/ /cult-cult.ru/artistic-taste-and-cultural-capital-views-and-ideas-of-pierre-bourdieu/

Полный текст PDF

abyss_issue/21/9.txt · Последние изменения: 2022/09/25 15:13 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы