DOI:10.33979/2587-7534-2023-2-63-70
УДК 130.2
Чикаева Т.А., кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических Московского художественно-промышленного института
Chikaeva T.A., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines Moscow Art and Industrial Institute
В статье предпринята попытка обоснования точки зрения о том, что Родина и Отечество являются объектами познания и осмысления, а не политического конструирования. Анализ показывает, что, по крайней мере, с XI века в русской культуре присутствовало представление об объектах, обладающих ключевыми качествами Родины и Отечества. В реконструированной концепции есть противоречия, недостаточная проработанность, что можно объяснить её оформлением параллельно организации национального жизнеустройства. Вместе с тем уже в то время определены следующие характеристики Родины и Отечества: необходимость для развития человека и народа, духовная основа, связь с материальными объектами, но не сводимость к ним, субъектность, особая ценность, святость, раскрытие сущности в образах. Древнерусская мысль, а также созданные образы художественной культуры являются важными источниками понимания онтологической и аксиологической сущности Родины и Отечества современным человеком.
Ключевые слова: Родина, Отечество, древнерусские тексты, духовность, ценность, образ, объективность, художественное творчество.
The article attempts to substantiate the point of view that the Motherland and the Fatherland are objects of knowledge and understanding, and not political construction. The analysis shows that, at least since the 11th century, Russian culture has had the idea of objects that have the key qualities of the Motherland and Fatherland. In the reconstructed concept there are contradictions, insufficient elaboration, which can be explained by its design in parallel with the organization of national life order. At the same time, the following characteristics of their Motherland and Fatherland were already defined at that time: the need for the development of man and people, the spiritual basis, connection with material objects, but not reducibility to them, subjectivity, special value, holiness, disclosure of essence in images. Old Russian thought, as well as the created images of artistic culture, are important sources for understanding the ontological and axiological essence of the Motherland and Fatherland by modern man.
Keywords: Motherland, Fatherland, ancient Russian texts, spirituality, value, image, objectivity, artistic creativity.
Список литературы