ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:25:5

Проблемы гуманитарной составляющей в высшем образовании

Problems of the humanitarian component in higher education

DOI: 10.33979/2587-7534-2023-3-47-61

УДК 378

Кононова Е.С., кандидат философских наук, доцент кафедры логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Филина Е.Д., магистр, преподаватель БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж

Kononova E.S., Candidate of Philosophy, Associate professor of Department of logic, philosophy and Methodology of science, Orel State University named after I.S. Turgenev

Filina E.D., Master's Degree, Teacher of the Mezen Pedagogical College

В статье представлен обзор некоторых аспектов и проблемных зон гуманитарного содержания российского вузовского образования. В частности, дается анализ таких вопросов, как: место «гуманитарной составляющей» в системе высшего образования; формирование и воспитание качеств высоконравственной личности студента в современных условиях; формирование профессиональных компетенций гуманитариев в рамках реализации Болонских соглашений; поиск путей интеграции гуманитарных и естественно-научных дисциплин, трансдисциплинарности, метапредметного характера гуманитарных наук; взаимосвязь между социогуманитарным и техническим образованием, возможности гуманитарного образования инженера. В конце предлагаются возможные пути преодоления гуманитарного кризиса в высшем образовании.

Ключевые слова: современное образование, гуманитарная составляющая, гуманизация, гуманитаризация, трансдисциплинарность, профессиональные компетенции.

The article presents an overview of some aspects and problem areas of the humanitarian content of Russian university education. In particular, the analysis of such issues as: the place of the «humanitarian component» in the system of higher education; the formation and upbringing of the qualities of a highly moral personality of a student in modern conditions; the formation of professional competencies of humanities within the framework of the Bologna Agreements; the search for ways to integrate humanities and natural sciences, transdisciplinarity, metasubject nature of the humanities; the relationship between socio-humanitarian and technical education, opportunities for humanitarian education of an engineer. At the end, possible ways to overcome the humanitarian crisis in higher education are proposed.

Keywords: modern education, humanitarian component, humanization, humanitarization, transdisciplinarity, professional competencies.

Список литературы

  1. Белогуров, 1997 – Белогуров А. Ю. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования: дис. канд. пед. наук / А. Ю. Белогуров. Владикавказ, 1997. 140 с.
  2. Бордовский, 2006 – Бордовский Г. А. Качество высшего гуманитарного образования: материалы круглого стола / Г. А. Бордовский / Педагогика. 2006. №3. С. 39-47.
  3. Винер, 2001 – Винер Н. Человек управляющий / Н. Винер. СПб., 2001. 345 с.
  4. Воскресенская, 2021 – Воскресенская Н. О. Гуманитарное образование в современной России: проблемы и пути их преодоления. Гуманитарные науки / Н. О. Воскресенская / Вестник Финансового университета. 2021. № 1(5). С.57-63.
  5. Гарвардт, 2018 – Гарвардт А. Э. Гуманитарная составляющая подготовки инженера-транспортника в контексте процессов гуманизации техники и реформирования высшего образования в России / А. Э. Гарвардт / Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского севера России. 2018. 29-30 марта. С. 137-145.
  6. Горбухова, 2019 – Горбухова М. Ю. О некоторых проблемах в решении задач интеграции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в системе отечественного и зарубежного высшего образования / М. Ю. Горбухова / Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. 2019. №8. С.129-137.
  7. Донских, О. А. Несколько замечаний о «гуманитарной составляющей» образования / О. А. Донских / Высшее образование в России. 2009. №1. С. 104-106.
  8. Запесоцкий, 2002 – Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М. : Наука, 2002. 324 с.
  9. Лапшинова, 2015 – Лапшинова К. В. Развитие социально-гуманитарного знания в переходный период модернизации российской системы высшей школы и ее интеграции в международное научно-образовательное пространство / К. В. Лапшинова / Инновационные технологии в современном образовании. 2015. С. 214-217.
  10. Мавроди, 2015 – Мавроди С. Социогуманитарное образование в техническом вузе: проблемы и практики / С. Мавроди / Власть. 2015. №2. С.56-64.
  11. Низиков, 2015 – Низиков М. А. Развитие теории и практики профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов Российской Федерации / М. А. Низиков : автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2015. 20 с.
  12. Финогентов, 2019 – Финогентов В.Н. Печальные итоги реформирования гуманитарной составляющей высшего образования в современной России / В. Н. Финогентов / Вестник Ивановского государственного университета. 2019. Вып. 2(19). С. 5-14.
  13. Хайдеггер, 1998 – Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер / пер. Е.Борисова. Томск, 1998. 231 с.
  14. Шеина, 2020 2019 – Шеина И. М. Гуманитарное образование в современном обществе / И. М. Шеина / Аккредитация в образовании. 2020. – №6. –С. 14-18.
  15. Швейцер, 1993 – Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное / А. Швейцер. – М. : Прометей,1993. 512 с.

Полный текст PDF

abyss_issue/25/5.txt · Последние изменения: 2023/10/01 14:33 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы