ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:27:18

К вопросу о дихотомии образа змеи в южнославянской традиции

On the question of the dichotomy of the snake image in the South Slavic tradition

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-1-202-214

УДК 398.1

Фомичев Н. Н., кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, зарубежного регионоведения и политологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Герасина А. С., студентка кафедры международных отношений, зарубежного регионоведения и политологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Fomichev N. N., Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of International Relations, Foreign Regional Studies and Political Science, Belgorod State National Research University

Gerasina A. S., student of the Department of International Relations, Foreign Regional Studies and Political Science, Belgorod State National Research University

Обращение к образным представлениям, сохраненным народной традицией, − попытка изучения мышления, понимания мира той или иной культурой. Погружение в мир мифологических и сказочных образов животных позволяет выявить социальные представления, специфику межкультурного взаимодействия на уровне народной традиции. Актуальность данной статьи заключается в возможности выявить надэтнические процессы межкультурного взаимодействия в южнославянском ареале, а также их социальные, культурные и идеологические аспекты. Символика змеи в культурах различных народов известна с палеолитических времен. С биологической точки зрения, змеи − это одна из самых распространенных групп животных, соседствовавшая и соседствующая с человеком почти во всей обитаемой ойкумене. Эмоциональное восприятие качеств змеи (опасности, скрытности, необычного облика) и ее мифологических производных позволяет выявить альтернативные, но схожие типы рефлексии образа змеи, которые имеют место у западно- и особенно восточнославянской, романской, албанской, германской, индо-иранской, античной и других мифологических традиций. Их сопоставление, понимание этических и эстетических культурных путей развития современных славянских народов, вступивших со всем миром в эпоху ускоряющейся культурной конвергенции − актуальная научная и социальная задача. Основным источником для статьи послужили песни, сказки, описания обрядов сербов, хорватов, словенцев, болгар, македонцев и иных южнославянских этнических. Восприятие образа змеи и придание ему сказочных и мифологических черт в историческое время могло свидетельствовать о противоречивости славянских представлений о живых существах, их природе, эмоциональной окраске образов и взаимодействии с человеком.

Ключевые слова: Змея, змея-покровительница, ламия, аждая, стопан, домовая змея, южные славяне.

An appeal to figurative representations preserved by folk tradition is an attempt to study mentality, understanding the world of a particular culture. Immersion in the world of mythological and fairy-tale formations makes it possible to reveal social representations, the specifics of intercultural interaction at the level of folk tradition. The relevance of this article lies in the possibility of identifying supra-ethnic processes of intercultural interaction in the South Slavic realm, as well as their social, cultural and ideological aspects. The symbolism of the snake in the cultures of various samples is known from Paleolithic times. According to a biological point of view, this is one of the most common groups of animals, neighboring in the past and today to humans all around the globe. Emotional perception of the quality of a snake (danger, secrecy, unusual appearance) and its mythological derivatives, make it possible to identify alternative, but common types of the snake image reflection that take place in Western and especially Eastern Slavic, Romanesque, Albanian, Germanic, Indo-Iranian, Greco-Roman and other mythological traditions. Their correct understanding of the ethical and aesthetic cultural paths of development of modern Slavic peoples, who have entered into a regulated dynamic cultural convergence with the whole world, is an urgent scientific and social task. The main sources of the article are songs, fairy tales, descriptions of the rituals of the Serbs, Croats, Slovenes, Bulgarians, Macedonians. Perception of the image of a snake and giving it fabulous and mythological features in historical times revealing the inconsistency of Slavic ideas about the objects present, their natural, emotional coloring of images and detection with a person.

Keywords: snake, patron snake, lamia, azhdaya, stopan, house snake, Southern Slavs.

Список литературы

  1. Агапкина, Плотникова, 2001 – Агапкина Т. А., Плотникова А. А.
  2. Јеремија/Словенска митологија. Енциклопедијски речник/ Редактори Светлана M. Толстој, Љубинко Раденковић. Београд: Zepter book world, 2001. С. 250-251.
  3. Бараг, 1981 – Бараг Л. Г Сюжет о змееборстве на мосту в сказках восточнославянских и других народов/Славянский и балканский фольклор. Обряд и текст. М.: Наука, 1981. С. 160-189.
  4. Белова, Петрухин, 1996 – Белова О .В., Петрухин В. Я. Славянское язычество: Новые исследования / Славяноведение. 1996. № 5. С. 107-114.
  5. Болгарские народные сказки, 1984 – Болгарские народные сказки. Сост. Каралийчев А. София: Свят, 1984. Т. 1. 216 с.
  6. Валенцова, 2014 – Валенцова М. М. Поверья о змеях и змееподобных демонах в словацкой традиции/Славянский альманах. 2014. Вып.1-2. М.: Индрик, 2014. С. 303-320.
  7. Гура, 1997 – Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. − М.: Издательство «Индрик», 1997. 912 с.
  8. Дукова, 2015 – Дукова У. Наименования демонов в болгарском языке. М.: Индрик, 2015. − 248 с.
  9. Зарубежная литература средних веков, 1975 – Зарубежная литература средних веков. Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы. Сост. Б.И. Патрушев. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Просвещение, 1975. 399 с.
  10. Левкиевская, 1994 – Левкиевская Е. Е. Механизмы апотропеической магии у славян 1. Модель замещения опасности / Балканские чтения-3. Тезисы и материалы симпозиума Лингво-культурная история Балкан и Восточной Европы. М. Российская академия наук. Институт славяноведения и балканистики, 1994. С. 127-131
  11. Маринов, 1891 – Маринов Д. Жива старина. Книга перва: Верванията или суеверията на народа. Руссе, 1891. 200 с.
  12. Немировский, 2001 – Немировский А. И. Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия. (Собрание трудов). М.: Лабиринт, 2001. 304 с.
  13. Песни южных славян, 1976 – Песни южных славян вступ. ст., сост. и коммент. Ю. Смирнов М.: Художественная литература,1976. 479 с.
  14. Петровић, 1970 – Петровић П. Ж. Јеремијиндан / Српски митолошки речник. – Београд: Нолит, 1970. – 317 с.
  15. Плотникова, 1996 – Плотникова А. А. «Низшая» мифология балканских славян/ Славяноведение. 1996. № 6 С. 107-110.
  16. Потебня, 1989 – Потебня А. А. Слово и миф. М.: Издательство «Правда», 1989. 627 с.
  17. Пропп, 1999 – Пропп В. Я. Русский героический эпос. (Собрание трудов В. Я. Проппа.) Комментирующая статья Н. А. Криничной. Составление, научная редакция, именной указатель С. П. Бушкевич. Издательство «Лабиринт», М.,. 1999. 640 с.
  18. Рыбаков, 1982 – Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.: Наука, 1982. 590 с.
  19. Сербские народные песни и сказки, 1987 – Сербские народные песни и сказки из собрания Вука Стефановича Караджича М.: Художественная литература, 1987. 510 с.
  20. Сказки народов Югославии, 1981 – Сказки народов Югославии. под ред. О. Кутасова, Т. Кустова., пред. И. Голенищева-Кутузова. М.: Художественная литература, 1981. 567 с.
  21. Слащев, 1993 – Слащев В. В. О некоторых чертах украинской и сербско-хорватской демонологии / Балканские чтения II Символический язык традиционной культуры/ Сборник подготовлен в редакционно-издательской группе Института славяноведения и балканистики РАН М.: Изд-во РАН, 1993. С. 75-93.
  22. Смирнов, 2011 – Смирнов И. Н. Очерк культурной истории южных славян. Развитие духовной жизни. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2011. 160 с.
  23. Старинные албанские сказания, 1958 – Старинные албанские сказания под. ред. А. Самойлова. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. 283 с.
  24. Тайлор, 1989 – Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 576 с.
  25. Топорова, 1994 – Топорова Т. В. К типологическим параллелям в области мифологии / Балканские чтения 3. Лингво-культурная история Балкан и Восточной Европы. Тезисы и материалы симпозиума. М.: РАН, 1994. С. 22-30.
  26. Фрэзер, 2011 – Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии/Дж.Дж. Фрэзэр; [пер. с анг. М.К. Рыклина]. М.: Эксмо, 2011. 960 с.
  27. Црвенковска, 1999 – Црвенковска Е. Заштита от змиjа и змиjата како заштитник / Балканские чтения 5. В поисках «балканского» на Балканах. Тезисы и материалы симпозиума под. ред. А.А. Плотникова, И.А. Седакова, Т.В. Цивьян. М.: РАН, 1999. С.82-84.
  28. Шапарова, 2003 – Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М.: ООО «Издательство аст»: ООО «Издательство Астрель»: «Русские словари», 2003. 624 с.
  29. Эпос сербского народа – Эпос сербского народа. Издание подготовил И.Н. Голенищев-Кутузов. М.: Издательство академии наук СССР, 1963. 360 с.

Полный текст PDF

abyss_issue/27/18.txt · Последние изменения: 2024/03/23 16:27 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы