DOI: 10.33979/2587-7534-2024-2-6-20
УДК 101.1:316
Афанасов Н. Б., кандидат философских наук, научный сотрудник, сектор социальной философии, Институт философии
Afanasov N. B., Candidate of Philosophy, Researcher, Social Philosophy Department, RAS Institute of Philosophy
Статья обращается к проблеме критического картографирования современных социально-философских исследований в структуре культурного потребления позднего капитализма. Автор показывает, в чём состоит уникальность положения актуальной социальной философии. Её специфика предполагает обращение не только к учёным, но и непосредственно к читающей публике, оценка которой стала значимым фактором, поддерживающим социальный порядок и задающим его тренды. Рефлексивная природа современности, с одной стороны, испытывает потребность в постоянном концептуальном переопределении, а, с другой стороны, делает общество способным – по меньшей мере на уровне риторики – к изменению в результате рационального обсуждения альтернатив, возможностей и проблем. Статья проводит различение между тремя историческими этапами существования социальной философии как философии для общества, отдельно останавливаясь на комплексной природе непосредственно современной социальной мысли. Последняя, сохраняя свой критический пафос, существует как культурное потребляемое благо позднего капитализма; соединяет негативность в отношении современности с задачей позитивного обращения к обществу. В заключительной части статьи автор останавливается на некоторых удачных примерах совмещения этих противоречивых качеств в работах современных теоретиков.
Ключевые слова: социальная философия; поздний капитализм; практическая философия; прикладная философия; негативность; культурное потребление; классика; современность.
The article concerns the problem of contemporary social and philosophical studies’ critical mapping in the framework of late capitalism cultural consumption. The author shows the uniqueness of actual social philosophy’s role. Its specific presupposes not only appeal to researchers but directly to the reading public, whose evaluation became an important factor supporting existing social order and constituting its trends. Reflexive nature of modernity, from the one hand, needs ongoing conceptual reframing, and, from the other hand, makes the society able – at least rhetorically – to change in the result of rational discussion on alternatives, possibilities, and problems. The article defines three historical stages in existence of social philosophy as philosophy for the society, specifically highlighting the complex nature of contemporary social thought. The latter, keeping in pace with its critical pathos, exists as a cultural consumable good of late capitalism; merges the negativity in relation to contemporaneity with the task of positive appeal to the society. In the conclusion the author dwells on some successful examples of this kind of merging in the works of modern theorists.
Keywords: social philosophy; late capitalism; practical philosophy; applied philosophy; negativity; cultural consumption; classics; contemponaity.
Список литературы