ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:28:18

Религиозная традиция Выговского общежительства в собрании Российского этнографического музея

The religious tradition of the Vyg Community in the collection of the Russian Museum of Ethnography

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-2-184-195

УДК 39

Чувьюров А. А., ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, Российский этнографический музей

Островский А. Б., главный научный сотрудник, доктор исторических наук, Российский этнографический музей

Chuvjurov A. A., senior research worker, Ph. D., Russian Museum of Ethnography

Ostrovskii A. B., chef research worker, Dr. of History, Russian Museum of Ethnography

В статье дается описание собрания предметов традиционной культуры, бытовавших среди насельников Выговского старообрядческого общежительства. Основное внимание уделяется предметам, которые воплощают особенности религиозной традиции старообрядцев. Они представлены следующими изделиями: культовое медное литье, деревянная пластика с сюжетом «Голгофский крест», настенные листы с религиозно-назидательными текстами, подручники. Наиболее значительное число изделий деревянной пластики, хорошо атрибутированных, поступило от известного собирателя ФА. Каликина в 1913 году. Предметы медного литья в начале XXI века были пополнены переданной в музей в 2016 году частной коллекции геолога И. И. Краснова. К числу редких памятников выговского медного литья может быть отнесена икона «Неопалимая Купина» / «Богоматерь Знамение с символами евангелистов», где вблизи надписи, указывающей на евангелиста Марка, изображен не лев (так в официальной православной традиции), а орел.

Ключевые слова: Российский этнографический музей, Выговское общежительство, старообрядчество, деревянная резная пластика с сюжетом «Голгофский крест», старообрядческое медное литье.

The article describes the collection of objects of traditional culture that existed among the inhabitants of the Vyg Old Believers community. The main attention is paid to subjects that embody the features of the religious tradition of the Old Believers. They are represented by the following products: cultic copper casting; wooden plastic with the plot “Golgotha Cross”, wall sheets with religious and edifying texts, and podruchniks. The most significant number of wooden plastic products, well-attributed, came from a well-known collector F.A. Kalikin in 1913. Objects of copper casting at the beginning of the XXI century were replenished by the private collection of geologist I. I. Krasnov transferred to the museum in 2016. The icon “Burning Bush” / “Our Lady of the Sign with the symbols of the Evangelists” can be attributed to the rare monuments of Vyg copper casting, where near the inscription pointing to the evangelist Mark, is depicted not a lion (so in the official Orthodox tradition), but an eagle.

Keywords: : Russian Ethnographic Museum, Vyg community, Old Believers, wooden carved plastic with the plot «Golgotha Cross», Old Believers copper casting.

Список литературы

  1. Авдеев, 2019 – Авдеев А. Г. Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика / Вестник ПСТГУ. (Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета). Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 61–80.
  2. Васильева, 2019 – Васильева Е. П. Поморские складни «Двунадесятые праздники» / «Рябининских чтения – 2019»: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 275–279.
  3. Гнутова, Зотова, 2000 – Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: медное художественное литье XI – начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. М.: Интербук-Бизнес, 2000. 135 с.
  4. ИРЛИ – ИРЛИ. Колл. И.Н. Заволоко, № 160. Л. 13 – Письмо Ф.А. Каликина к И.Н. Заволоко (от 2. V/ 1961 г.). Л. 13.
  5. Островский, 2007 – Островский А. Б. Русский православный крест в собрании Российского этнографического музея. СПб.: Арт-Палас, 2007. 347 с.
  6. Пашков, 2006 – Пашков А. М. С. А. Приклонский – исследователь старообрядчества Карелии / Женщина в старообрядчестве: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 300-летию основания Лексинской старообрядческой обители / Сост.: А. М. Пашков, А. В. Пигин, И. Н. Ружинская. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. С. 59–66.
  7. Ружинская, 2005 – Ружинская И. Н. Выг в конфликте консерваторов и либералов 50-60-х годов XIX века. / Старообрядчество: история, культура, современность: материалы: Сб. / Музей истории и культуры старообрядчества, Боровск, ист.-краевед. музей / Ред.-сост.: В. И. Осипов и другие. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2005. С. 91–101.
  8. Уханова, 2019 – Уханова И. Н. Резные деревянные иконы Русского Севера / Народное искусство: Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 54–66.

Полный текст PDF

abyss_issue/28/18.txt · Последние изменения: 2024/06/13 01:05 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы