ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:29:8

Реинтерпретация понятия «отчуждение» в философской антропологии Ф. М. Достоевского

Reinterpretation of the concept of "alienation" in the philosophical anthropology of F. M. Dostoevsky

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-3-87-96

УДК 141.3

Богданова М. А., доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории зарубежной и отечественной философии, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет

Омаров И. Н., аспирант, Пятигорский государственный университет

Bogdanova M. A., Doctor of Philosophy Sciences, Docent, Professor of the Department of the History of Foreign and Russian Philosophy,Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences, Southern Federal University

Omarov I. N., graduate student, Pyatigorsk State University

В философии Достоевского осуществляется реинтерпретация классического понятия «отчуждение», представленного в работах К. Маркса, т.е. его смысловое расширение, обогащение, что вызвано национально-культурным, религиозным, историческим своеобразием России, а также фокусировкой русской философской мысли вообще на антропологической тематике. Если Маркс анализирует отчуждение в оптике производственно-экономических отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, то Достоевский усматривает в отчуждении следствие отпадения человека от духовных оснований, задаваемых религией. Оба автора соглашаются с тем, что современное общество, основанное на господстве материального интереса, бесчеловечно, безнравственно и разобщено. Немецкий философ считает, что преодоление отчуждения возможно через утверждение «царства свободы», в котором труд будет не способом закабаления человека, а способом утверждения его высшего достоинства. Достоевский связывал возможности преодоления отчуждения с отказом от ложного сознания, с «возвращением» человека к истинной христианской вере, основанной на любви к Богу.

Ключевые слова: отчуждение; преодоление отчуждения; реинтерпретация; Ф. М. Достоевский; К. Маркс; нигилизм; эксплуатация; свобода.

In Dostoevsky's philosophy, the reinterpretation of the classical concept of «alienation» is carried out, in other words its semantic expansion, enrichment, which is caused by the national-cultural, religious, historical originality of Russia, as well as the focus of Russian philosophical thought on anthropological topics. Alienation is analyzed by Marx in the optics of production and economic relations based on the exploitation of man by man, while alienation by Dostoevsky is seen sees as a consequence of man's falling away from the spiritual foundations set by religion. Both authors agree that modern society based on the domination of material interest, is inhumane, immoral and divided. According to the German philosopher overcoming alienation is believed to be possible through the establishment of a «kingdom of freedom» in which work will not be a way of enslaving a person, but a way of asserting his highest dignity. The possibilities of overcoming alienation were linked according to Dostoyevsky with the rejection of false consciousness, with the «return» of a person to the true Christian faith based on love for God.

Keywords: alienation, overcoming alienation, reinterpretation, F.M. Dostoevsky, K. Marx, nihilism, exploitation, freedom.

Список литературы

  1. Бердяев, 2019 – Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского / Изд-во Академический проект. Москва, 2019. 560 с.
  2. Громов, 2012 – Громов М. Н. Генезис русской философской мысли. / Философские науки. 2012. № 9. С. 6-17.
  3. Достоевский, 2010 – Достоевский Ф. М. Дневник писателя. / Сост., комментарии А. В. Белов / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 880 с.
  4. Достоевский – Достоевский Ф. М. Пушкин. / Библиотека Института философии Российской Академии Наук. URL: http:/www.philosophy.ru/library/catalog.html (дата обращениея: 14.05.2024)
  5. Достоевский, 1982 – Достоевский Ф. М. Сон смешного человека. Собрание соч. в 12-ти томах. М.: Издательство «Правда», 1982. Т.12. С. 502-521.
  6. Маркс, 1974 – Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Изд-во полит. лит., 1974. Т. 42. С. 41-174.
  7. Маркс, 1980 – Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. Ч.1. М.: Политиздат, 1980. XXVI. 564 с.
  8. Новикова, 2019 – Новикова Е. Г. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в контексте геополитических взглядов Ф. М. Достоевского / Сибирский филологический журнал. 2019. № 3. С.77-84.
  9. Федотова, 2005 – Федотова В. Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция. 2005. 544 с.
  10. Фейербах, 1955 – Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах / Фейербах Л. Избранные произведения: в 2 т. М., 1955. Т. 2. 944 с.
  11. Debnath, 2021 – Debnath S. Feuerbach’s Concept of Religious Alienation and Its Influence. Tattva Journal of Philosophy, 13(1). 2021. Pp. 29-42. URL: https:/doi.org/10.12726/tjp.25.3 (дата обращения: 20.05.2024)
  12. Jaffe, 2021– Jaffe S. Work Won’t Love You Back: How Devotion to Our Jobs Keeps Us Exploited, Exhausted, and Alone. New York. 2021.
  13. Qinglong, 2021 – Qinglong Zhou. Humanism and Humanness: Dissolution and Reconstruction of Human Subjectivity in the Horizon of Technological Alienation «Humanism» Journal of Politics and Law; Vol. 14. No. 3. 2021.

Полный текст PDF

abyss_issue/29/8.txt · Последние изменения: 2024/10/12 22:18 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы