DOI: 10.33979/2587-7534-2025-1-86-94
УДК 141.5
Кононова Е. С., кандидат философских наук, доцент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева
Kononova E. S., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Orel State University named after I. S. Turgenev
Размышления автора в данной статье продолжают серию работ, посвященных современному состоянию философско-антропологической проблематики. На сегодняшний день в рамках интегральной философской антропологии пересматривается традиционно оформившееся понимание некоторых фундаментальных характеристик человека (перед лицом приближающегося трансгуманизма и серьезно предъявившего претензии философии современного натурализма). Так, субъектнось рассматривается нами как атрибутивная характеристика человека, определяющая ценностно-смысловой уровень его бытия. При этом в истории философской мысли мы найдем немало примеров отказа человеком от своей субъектности, будь то в скрытой или проявленной форме. Рассматриваются различные формы бегства человека от субъекности, такие как теоретическое и прагматическое бегство. А натуралистический редукционизм представлен как наиболее агрессивная позиция, наносящая удар человеческой субъектности и, как следствие, свободе воли.
Ключевые слова: философская антропология, субъектность, атрибутивные характеристики, латентная субъектность, свобода воли, фатализм, натурализм, редукция, церебрализм, бегство от свободы, Э.Фромм, Р.Сапольски.
The author's reflections in this article continue a series of works devoted to the current state of philosophical and anthropological issues. Today, within the framework of integral philosophical anthropology, the traditionally formed understanding of some fundamental human characteristics is being revised (in the face of approaching transhumanism and the seriously challenged philosophy of modern naturalism). Thus, subjectivity is considered by us as an attributive characteristic of a person, determining the value-semantic level of his being. At the same time, in the history of philosophical thought, we will find many examples of a person's rejection of his subjectivity, whether in a hidden or manifested form. Various forms of human escape from subjectivity, such as theoretical and pragmatic escape, are considered. And naturalistic reductionism is presented as the most aggressive position, dealing a blow to human subjectivity and, as a result, free will.
Keywords: philosophical anthropology, subjectivity, attributive characteristics, latent subjectivity, free will, fatalism, naturalism, reduction, cerebralism, escape from freedom, E.Fromm, R.Sapolsky.
Список литературы