DOI: 10.33979/2587-7534-2025-3-39-52
УДК 141.319.8
Киршин В. А., аспирант, Центр практической философии «Стасис», Европейский университет в Санкт-Петербурге
Kirshin V. А., postgraduate student, Stasis Center for Practical Philosophy, European University in St. Petersburg
Статья исследует эго-документ, раскрывая его как инструмент «самоидентификации» и «практику заботы-о-себе». Автор анализирует эго-документ через призму теорий Б. Гройса, М. Феррариса, Дж. Агамбена и Б. Латура, предлагая новый подход к осмыслению его роли в современной социальной реальности. На основе «теории документальности» М. Феррариса, эго-документ раскрывается как физический объект, фиксирующий социальные акты и создающий «каталог мира жизни». Эго-документ трактуется как актор-посредник, которому делегируется часть человеческой субъективности и который вносит шумы во взаимодействие с другими акторами. Эго-документ предлагает человеку возможность самоидентифицироваться, сшивая разрыв между внутренним содержанием и внешней репрезентацией. Делаются выводы, позволяющие заявить о необходимости философского осмысления данного понятия. Эго-документ уподобляется агамбеновской «форма-жизни», которая связывает свидетельство о себе с социальной реальностью. Он позволяет человеку осмыслить своё содержание, утверждая субъектность через акт письма.
Ключевые слова: эго-документ, эго-документирования, практика заботы, теория документальности, форма-жизнь, субъект, самоидентификация, социальная реальность.
The article explores the ego-document, revealing it as a tool of “self-identification” and “practice of care-about-self”. The author analyzes the ego-document through the prism of the theories of B. Groys, M. Ferraris, J. Agamben and B. Latour, offering a new approach to comprehending its role in contemporary social reality. Based on M. Ferraris's “documentary theory”, the ego-document is revealed as a physical object that records social acts and creates a “catalog of the world of life”. The ego-document is interpreted as an intermediary actor to which a part of human subjectivity is delegated and which introduces noises in the interaction with other actors. The ego-document offers the individual the opportunity to self-identify by stitching together the gap between internal content and external representation. Conclusions are drawn to state the need for a philosophical reflection on this concept. The ego-document is likened to Agamben's “form-life”, which links the testimony of the self to social reality. It allows a person to conceptualize its content, asserting subjectivity through the act of writing.
Keywords: ego-document, ego-documentation, care practice, documentary theory, form-life, subject, self-identification, social reality.
Список литературы