DOI: 10.33979/2587-7534-2025-4-147-157
УДК 791.43/.45 : 008.2
Грибакина Т. Э., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Gribakina T. E., Candidate of Philosophy, Senior Lecturer of Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after I. S.Turgenev
Автор статьи предпринимает попытку проследить современные тенденции в кинематографе, который претерпевает значительные трансформации в современном поли- и социокультурном пространстве и в связи с развитием технологий. В статье сравниваются советская и современная системы кинопроката, осмысливается система финансирования киноиндустрии, ответственность продюсеров, роль современных технологий и популярность у зрителя российских кинолент. В отечественном кинематографе выделяются такие тенденции, как: развитие авторского кино и плагиат зарубежных сюжетов, акцент на сказочные сюжеты, переосмысление советского прошлого и его идеализация, попытка создания нарративов будущего и позитивных образов. Делается вывод о том, что процесс обретения уникальности, собственного голоса и значимости в мировом масштабе современным российским кинематографом сложен, но является неотъемлемой частью его становления в условиях идеологической войны, глобальной культурной конкуренции, в рамках государственной политики и интересов общества.
Ключевые слова: российский кинематограф, цифровой кинематограф, Digital Cinema, посткинематограф, проблема самоидентификации, поиск новых смыслов.
The author of the article attempts to trace modern trends in cinema, which is undergoing significant transformations in the modern poly- and socio-cultural space and in connection with the development of technology. The article compares the Soviet and modern systems of film distribution, examines the financing system of the film industry, the responsibility of producers, the role of modern technologies, and the popularity of Russian films among viewers. The article highlights the following trends in Russian cinema: the development of authorial cinema and the plagiarism of foreign plots, the emphasis on fairy-tale stories, the reinterpretation of the Soviet past and its idealization, and the attempt to create narratives about the future and positive images. It is concluded that the process of gaining uniqueness, its own voice, and significance on a global scale by modern Russian cinema is complex, but it is an integral part of its development in the context of ideological warfare, global cultural competition, and public policy.
Keywords: Russian cinema, digital cinema, post-cinema, problem of self-identification, search for new meanings.
Список литературы