DOI: 10.33979/2587-7534-2025-4-40-51
УДК 130.2
Романенко М. А., кандидат философских наук, доцент Института туризма, сервиса и креативных индустрий, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону.
Забубенина И. К., кандидат философских наук, старший преподаватель Института философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону.
Romanenko M. A., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Institute of Tourism, Service and Creative Industries, Southern Federal University, Rostov-on-Don.
Zabubenina I. K., Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer, Institute of Philosophy and Social-Political Sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don.
Статья посвящена анализу утопического измерения художественного мира в романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Целью исследования является реконструкция модели идеального общества в системе координат объективизма и выявление специфики утопического мышления в контексте антропоцентрического поворота. В работе показано, что утопия Рэнд представляет собой переход от коллективистских и всеобщих проектов к антропологическому типу утопии, где объектом внимания становится сам человек. Авторы выявляют, что представленное в романе утопическое пространство воплощает идею автономного мира «людей разума», основанного на принципах рационального эгоизма, свободы и ответственности, но одновременно фиксируют ее противоречие – превращение утопии избранных в антиутопию для остальных. В заключении показано, что утопический импульс у Рэнд смещается в антропологическую плоскость, а утопия становится инструментом утверждения нового субъекта, для которого самореализация выступает формой личной миссии.
Ключевые слова: утопия, утопическое мышление, Айн Рэнд, антиутопия, объективизм, индивидуализм, меритократия, антропологическая утопия, рациональный эгоизм.
The article is devoted to the analysis of the utopian dimension of the artistic world in Ayn Rand’s Atlas Shrugged. The aim of the study is to reconstruct the model of an ideal society within the coordinates of objectivism and to identify the specificity of utopian thinking in the context of the anthropocentric turn. The paper demonstrates that Rand’s utopia represents a shift from collectivist and universal projects to an anthropological type of utopia, in which the focus is the human being. The authors reveal that the utopian space depicted in the novel embodies the idea of an autonomous world of “men of reason,” based on the principles of rational egoism, freedom, and responsibility, while simultaneously exposing its inherent contradiction – the transformation of a utopia for the chosen few into a dystopia for the rest. The conclusion emphasizes that the utopian impulse in Rand’s work moves into an anthropological and ethical dimension, turning utopia into an instrument for affirming a new type of subject for whom self-realization becomes a form of personal mission.
Keywords: utopia, utopian thinking, Ayn Rand, dystopia, objectivism, individualism, meritocracy, anthropological utopia, rational egoism.
Список литературы
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00743, https://rscf.ru/project/24-28-00743/