ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:34:6

Трансформация символической политики в конструировании национальной идентичности Ирана (XX-XXI вв.)

Transformation of symbolic politics in the construction of national identity in Iran (20th-21st centuries)

DOI: 10.33979/2587-7534-2025-4-59-71

УДК 32.019.5 + 316.722 + 94(55)

Кудряшова Е. В., кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры востоковедения и политических наук, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева.

Kudryashova E. V., Candidate of Political Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Oriental Studies and Political Science, Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev.

Статья посвящена анализу эволюции механизмов формирования национальной идентичности в Иране через призму символической политики. В качестве теоретической основы исследования используется концепция символического капитала П. Бурдье, что позволяет интерпретировать политическую борьбу как конкурентную борьбу за гегемонию в символическом пространстве. В работе выделены три ключевых этапа трансформации. На первом этапе (правление династии Пехлеви) доминировал светский националистический дискурс, основанный на монополизации доисламского имперского наследия и маргинализации исламского компонента. Второй этап, начавшийся с Исламской революции 1979 года, характеризуется радикальным разрывом и установлением гегемонии революционно-исламского дискурса, сопровождавшегося тотальной заменой символического кода. Третий, современный этап (рубеж XX-XXI вв.), представляет собой сложную гибридную систему, в которой три ключевых нарратива – иранский (доисламский), исламский (революционно-шиитский) и модернистский (западнический) – вступили в состояние острой и перманентной конкуренции. Символическое пространство современного Ирана представляет собой арену напряженной борьбы, где государство, сохраняя лояльность исламско-революционной риторике, вынуждено апеллировать к другим нарративам, а общество генерирует контр-символы, бросающие вызов официальной идеологии. Эта конкуренция идентичностей определяется как ключевой фактор, обуславливающий внутреннюю политическую динамику и внешнеполитическое позиционирование Исламской Республики Иран.

Ключевые слова: символическая политика, национальная идентичность, Исламская Республика Иран, символическая конкуренция, исторические нарративы, символический капитал.

This article analyzes the evolution of national identity formation mechanisms in Iran through the lens of symbolic politics. Pierre Bourdieu's concept of symbolic capital serves as the theoretical foundation of the study, allowing for the interpretation of political struggle as a competitive struggle for hegemony in symbolic space. The paper identifies three key stages of transformation. The first stage (the reign of the Pahlavi dynasty) was dominated by secular nationalist discourse, based on the monopolization of the pre-Islamic imperial legacy and the marginalization of the Islamic component. The second stage, beginning with the Islamic Revolution of 1979, was characterized by a radical rupture and the establishment of the hegemony of revolutionary Islamic discourse, accompanied by a total replacement of the symbolic code. The third, modern stage (the turn of the 20th and 21st centuries) represents a complex hybrid system in which three key narratives – Iranian (pre-Islamic), Islamic (revolutionary Shiite), and modernist (Western) – have entered into a state of intense and permanent competition. The symbolic space of contemporary Iran is an arena of intense struggle, where the state, while maintaining loyalty to Islamic revolutionary rhetoric, is forced to appeal to other narratives, while society generates counter-symbols that challenge the official ideology. This competition of identities is defined as a key factor determining the internal political dynamics and foreign policy positioning of the Islamic Republic of Iran.

Keywords: symbolic politics, national identity, Islamic Republic of Iran, symbolic competition, historical narratives, symbolic capital.

Список литературы

  1. Бак, 2009 – Бак К. Религиозные мифы и представления об Америке: как религиозные меньшинства переосмыслили роль Америки в мире. Bloomsbury Academic, 2009. 324 с.
  2. Баранов, 2020 – Баранов А. В. Мнемонизация исторической памяти в государственной символике Ирана / История и историческая память: межвуз. Сб.науч.тр. / под ред. А.В Гладышева. Саратов: Сарат. гос. Ун-т, 2020. Вып. 21. С. 63-81
  3. Баранов, 2015 – Баранов А. В. Политика памяти и традиция Ашура в Исламской Республике Иран / История и историческая память. 2015. №11. С. 159-179
  4. Боев, 2017 – Боев Э.Б. Идеология государственного национализма в Иране в период правления династии Пехлеви (1925-1979 гг.). Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. Б.м., Н-Новгород, 2017. 227 с.
  5. Бурдье, 2001 – Бурдье П. Практический смысл. СПб. 2001
  6. В Иране снова скандируют – В Иране снова скандируют: «Смерть Израилю! Смерть Америке!» URL:https:/mignews.co.il/news/arabisrael/v-irane-snova-skandiruyut-smert-izrailyu-smert-amerike.html (дата обращения: 01.10.2025)
  7. Громов – Громов А. Ирано-иракская война: Священная оборона URL:https:/terraart.ru/?p=10598 (дата обращения: 01.10.2025)
  8. Гусенова, 2016 – Гусенова Д. А. Сакральное в культовой практике ислама / Исламоведение. 2016. №2.
  9. Демидова, 2014 – Демидова М. В. «Символический капитал» П. Бурдье и «капитал» К. Маркса / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. №11. С. 27-32
  10. Дружиловский, 2015 – Дружиловский С. Б. Социальные протестные выступления в исламской Республике Иран / Вестник МГИМО. 2015. №4 (43). С. 216-221
  11. Дунаева – Дунаева Е. Женщина, жизнь, свобода, ислам: чего требуют протестующие в Иране URL:https:/www.forbes.ru/forbes-woman/481913-zensina-zizn-svoboda-islam-cego-trebuut-protestuusie-v-irane (дата обращения: 01.10.2025)
  12. Дунаева, 2013 – Дунаева Е. В. Развитие политического процесса в Иране в 2005–2012 гг. / Иран при М. Ахмадинежаде. М.: ИВ РАН, 2013. 220 с. С.14-27
  13. История иранского флага – История иранского флага от орла до льва, от культа Митры до Ислама. URL: https:/sanaei.livejournal.com/186315.html (дата обращения: 01.10.2025)
  14. Кожанов, 2011 – Кожанов Н. А. О влиянии экономических санкций на внутриполитическую ситуацию в Иране / Санкции и их влияние на Иран. М.: Институт Ближнего Востока, 2011. 268 с.
  15. Марьясов, 2023 – Марьясов А. Г. Иран 1979 года: командировка в революцию / Russia Journal of the HUMANITIES. 2023. №4. С. 381-415
  16. Сажин, 2017 – Сажин В.И. Корпус стражей исламской революции Ирана - государство в государстве / Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. №3. С. 83-109
  17. Сергеев, Саруханян, 2012 – Сергеев В. М., Саруханян С. Н. «Белая революция»: провал модернизации сверху / Полития. 2012. №3. С. 132-145
  18. Фаравахар как универсальный символ единства – Фаравахар как универсальный символ единства URL:https:/www.eavartravel.com/blog/2023/9/11/130709/faravahar (дата обращения: 01.10.2025)
  19. Чалисова – Чалисова Н. Персидская поэзия как ключ к культуре Ирана URL:https:/arzamas.academy/uni/eastwest/pers (дата обращения: 01.10.2025)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-18-00301-П «Процесс конструирования новых идентичностей в Каспийском макрорегионе в контексте социетальной безопасности».

Полный текст PDF

abyss_issue/34/6.txt · Последние изменения: 2025/12/06 13:32 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы