УДК. 130.2; 82.091
Желтикова И.В., к.филос.н., доцент кафедры философии и культурологии, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Zhеltikova Inga, Candidate of Philosophy, PhD, department of Philosophy and culturology,Orel State University
В статье, начало которой было опубликовано в предыдущем номере журнала, рассматривается изменение места фантазии в таких нереалистических повествовательных жанрах, как миф, фольклорная волшебная сказка, литературная волшебная сказка, авторская волшебная сказка, научная фантастика и фэнтези. Во второй части статьи мы обращаемся к анализу изменений, которые происходят с фантазией при переходе нереалистических рассказов от устной формы бытования к письменной. В статье показывается как фольклорная волшебная сказка, укорененная в ранней земледельческой культуре, обнаруживает переориентацию фантазии с мира природы на мир людей. Сказка, как десакрализованный миф, становится все более непонятной самим рассказчикам, которые, пытаясь преодолеть противоречие между трансляцией устаревших культурных форм и настоящим стремлением создать образ социального благополучия, начинают создавать различные модели одного повествования. В статье показывается, как литературная волшебная сказка возникает из записи и авторской обработки народных сюжетов. В литературной волшебной сказке мы видим переход социальных фантазий на индивидуальный уровень, как применительно к внутреннему пространству сказки – ее героям и ситуациям, так и к пространству ее бытования – автору и предполагаемым читателям.
Ключевые слова: миф, сказка, фантазия, сюжет, жанр, герой.
The Part 1 of this article was published in the previous issue. The Part 2 analyzes the place of fantasy and its change in such unrealistic narrative genres as myth, folk fairy tale, literary fairy tale, author’s fairy tale, science fiction and fantasy. The author analyzes the change of fantasy during the transition from verbal form to written form. The article shows how the folk fairy tale is rooted in early farming culture and it is reoriented from the natural world to the human world. The fairy tale as a desacralized myth becomes unclear for narrators. The article shows the origin of fairy tale which is connected with the writing and the author’s treatment of folk tales. In the literary fairy tale we can see the transition of social fantasies from the collective level to the individual level of existence.
Keywords: the myth, the folk fairy tale, the literary fairy tale, the author's fairy tale, the science fiction and the fantasy, plot, genre, the hero.
Список литературы
References