DOI: 10.33979/2587-7534-2023-1-34-51
УДК 165
Сидельников Ю.В., доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем управления РАН, профессор МАИ
Sidelnikov Yu.V., Doctor of Technical Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute for Control Problems of the Russian Academy of Sciences, Professor of Moscow Aviation Institute
В статье предлагается обзор трактовок понятия «мышление». Рассматривается принципиально новая, контекстуальная, форма определения понятия «мышление». Вводится векторная модель родовидового определения. Используя ее, предлагается анализ «меры близости» родовидовых определений мышления. Для этого выделены и раздельно рассмотрены родовые определения и определенные типы видовых частей рассматриваемых определений. Кроме того, констатирована отрицательная тенденция в изменении трактовок понятия «мышление». Таким образом, рассматриваемые родовидовые определения понятия «мышление» в рамках одной и той же родовой составляющей будут различаться на основе существенных видовых характеристик. В результате уточнена гипотеза о невозможности трактовки понятия «мышление», изложенная в психологическом словаре. Полагаем, что данная гипотеза верна, лишь при условии трактовки понятия «мышление» в родовидовом виде.
Ключевые слова: понятие «мышление» и его контекстуальное определение; модель родовидовых определений; мера близости на множестве родовидовых определений.
The article offers an overview of the interpretations of the concept of «thinking». A fundamentally new, contextual, form of the definition of the concept of «thinking» is considered. A vector model of generic definition is introduced. Using it, an analysis of the «measure of proximity» of generic definitions of thinking is proposed. For this, generic definitions and certain types of specific parts of the considered definitions are singled out and considered separately. In addition, a negative trend in changing the interpretation of the concept of «thinking» was stated. Thus, the considered generic definitions of the concept of thinking within the same generic component will differ on the basis of essential specific characteristics. As a result, the hypothesis about the impossibility of interpreting the concept of «thinking», set out in the psychological dictionary, has been clarified. We believe that this hypothesis is correct only if the concept of thinking is interpreted in a generic form.
Keywords: the concept of «thinking» and its contextual definition; model of generic definitions; the measure of assignment on the set of generic definitions.
Список литературы