DOI: 10.33979/2587-7534-2024-2-145-157
УДК 94.39
Пригарин А. А., доцент, ведущий научный сотрудник, профессор Учебно-научного Центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета; профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского художественно-промышленного института
Протасов Е. Д., преподаватель кафедры истории и теории культуры, РГГУ
Prigarin A. A., Doctor of Historical Sciences, Professor, Russian State University for the Humanities, Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Moscow Art and Industrial Institute
Protasov E. D., Teacher of the Department of History and Theory of Culture of the Russian State University for the Humanities
В статье показаны основные методологические возможности исследования прошлого опыта «возвращения» русских старообрядцев из Восточной Европы и их адаптации в СССР в 1947 году. Продемонстрированы результаты историографического анализа разработки этой темы и характеризуется ее потенциал для изучения репатриации сообществ, формирования новых качеств в этих традиционалистических культурах в советских реалиях. Особо продуктивной представляется концептуальная схема «двойной диаспорности», которая обосновывается как феномен, отображающий длительное проживание этноконфессиональной группы в иноэтничном окружении, со временем – возвращение ее части в пределы исторической метрополии.
Ключевые слова: старообрядцы, липоване, некрасовцы, этноконфессиональность, национальная политика государства, межконфессиональные отношения, адаптация, аккультурация, этническая идентичность.
The article shows the main methodological possibilities of studying the past experience of the “return” of Russian Old Believers from Eastern Europe and their adaptation to the USSR in 1947. The results of a historiographical analysis of the development of this topic are demonstrated and its potential for studying the repatriation of communities, the formation of new qualities in these traditionalist cultures in Soviet realities. Particularly productive is the conceptual scheme of “double diaspora,” which is substantiated as a phenomenon that reflects the long-term residence of an ethno-confessional group in a foreign environment, and over time, the return of part of it to the boundaries of the historical metropolis.
Keywords: Old Believers, Lipovans, Nekrasovtsy, ethno-confessionalism, national policy of the state, interfaith relations, adaptation, acculturation, ethnic identity.
Список литературы
Работа выполнена в рамках реализации проекта РНФ ««Доместикация советского»: опыт репатриации старообрядцев из Европы и адаптации в СССР» (№ 24-28-01663).