УДК 323.11
Степанов В. П., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и этнонациональных процессов, главный научный сотрудник НОЦ «Социальная антропология», Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева
Stepanov V. P., Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Anthropology and Ethnic Processes, Ch. Researcher REC «Social Anthropology», Orel State University named after I.S. Turgenev
На примере Республики Молдова рассматривается форма узнавания и социализации студенческой молодежи посредством межкультурной коммуникации в трудовых семестрах. В ходе рассмотрения темы, автор постарается остановиться на раскрытии следующих положений, характеризующих этномобилизационную сторону трудовых семестров в полиэтническом пространстве советской Молдавии: - трудовые семестры выступали площадкой пробы «большого мира», в который впервые вступали девушки и не отслужившие в армии юноши; - трудовые семестры следует рассматривать как дополнительный механизм социализации личности в условиях поликультурности; - первичный опыт ознакомления с инокультурной средой порой оставлял определенный след на всю последующую жизнь, формируя стереотипы, отражающиеся на положительном или отрицательном восприятии представителей той или иной культуры, а порой формирующих образ целого народа. - основная масса конфликтных отношений в ходе проведения трудовых семестров основывалась не на этническом неприятии, а по принципу противостояния своих и чужих (приезжих студентов и местной молодежи вне зависимости от национальности). Второй причиной конфликтности выступал извечный женский фактор, одна из основных причин войн в истории человечества, что уж говорить о максималистской молодежной среде.
Ключевые слова: трудовые семестры, студенчество, межкультурный диалог, представления друг о друге, социализация, Республика Молдова, язык.
The article examines the form of recognition and socialization of student youth through intercultural communication in student labor semesters in Soviet Moldova. The author distinguishes the theses characterizing the ethnomobilization aspect of labor semesters in multiethnic Soviet Moldova. First of all labor semesters served as a test site for the «big world», for the first time there were girls and boys who did not serve in the army. Secondly labor semesters should be considered as an additional mechanism of socialization of the individual in conditions of multiculturalism. Thirdly the primary experience of acquaintance with the foreign culture environment at times left a certain trace on the whole subsequent life. This experience formed stereotypes of positive or negative perception of representatives of a particular culture. This experience also shaped the image of a certain people. Conflict relations during the labor semesters was not based on ethnic rejection. At the heart of the conflicts is the principle of confronting one's own and others' (immigrant students and local youth, regardless of nationality). The second cause of conflict was the age-old female factor, one of the main causes of wars in the history of mankind, to say nothing of the maximalist youth environment.
Keywords: labor semesters, students, intercultural dialogue, presentations about each other, socialization, Republic of Moldova, language.
Список литературы
References