ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:31:13

Истоки, структурные и содержательные особенности византийской модели образования – пайдейи

Origins, structural and substantive features of the Byzantine model of education – paideia

DOI: 10.33979/2587-7534-2025-1-139-148

УДК 7.01+37.013.73

Дегг Э. Б., экскурсовод, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Институт развития образования»

Degg A. B.,guide, State Autonomous Institution of Further Professional Education of the Rostov Region «Institute of Education Development»

Статья посвящена вопросу воспитания и образования человеческой личности в Византийской Империи. В центре исследования важнейшее явление античной культуры, унаследованное византийцами, – «Пайдейя» (παιδεία) – то есть дословно с древнегреческого языка «воспитание», «образование». Цель работы – при помощи структурного и компаративистского методов проанализировать византийскую пайдейю как новый этап развития античной воспитательно-образовательной системы, выявить её существенные отличия, а также рассмотреть степень влияния христианства на пайдейю и понять ценностное значение идеалов просвещения, гуманизма для византийских интеллектуалов. Исследование опирается на важный научный задел в области античного образования, созданного немецким филологом Вернером Йегером, а также на уже ставшие классическими в отечественной византологии исследовательские изыскания в области византийского образования и интеллектуальной жизни, проделанные З. Самодуровой и С. Гуковой.

Ключевые слова: пайдейя, византийская пайдейя, интеллектуальная культура, Античность, Средневековье, образование, византийский гуманизм, В. Йегер.

The article is devoted to the issue of upbringing and education of the human personality in the Byzantine Empire. The study focuses on the most important phenomenon of ancient culture, inherited by the Byzantines – «Paideia» (παιδεία) - that is, literally from the ancient Greek language means «upbringing», «education». Paideia is in the center of the article, the purpose of which is to analyze the Byzantine paideia as a new stage in the development of the ancient educational system. To do so there are several tasks: to identify its significant differences; to consider the degree of influence of Christianity on paideia; to understand the value of the ideals of enlightenment, humanism for Byzantine intellectuals. To reach the purpose of the article the structural and comparative methods were used. The study is based on the important scientific groundwork in the field of ancient education created by the German philologist Werner Jaeger, as well as on the research studies in the field of Byzantine education and intellectual life carried out by Z. Samodurova and S. Gukova, which have already become classics in Russian Byzantine studies.

Keywords: Paideia, Byzantine paideia, intellectual culture, Antiquity, Middle Ages, education, Byzantine humanism, W. Jaeger.

Список литературы

  1. Дегг, 2022 – Дегг Э. Б. Пайдейя – характерные особенности и эволюция античной системы образования / Южный Полюс. Исследования по истории западной философии. 2022. № 8. С. 51-63. URL: https:/southpole.sfedu.ru/assets/volumes/vol-8-content/Degg.pdf (дата обращения: 05.08.2024).
  2. Иванов, 2018 – Иванов И. А. Профессор Василий Татакис о византийской пайдейе / Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 195-207. URL: https:/scientific-journals-spbda.ru/f/tkb-01-02-2018.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
  3. Йегер, 2001 – Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Том 1. М., Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. 594 с.
  4. Капелла 2019 – Капелла М. Бракосочетание Филологии и Меркурия. М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, Петроглиф, 2019. 400 с.
  5. Каприев, 2022 – Каприев Г. Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной; науч. ред. Д.В. Зайцев, Н.Е. Новиков, Ю.И. Посашко. СПб., Изд-во СПбДА, 2022. 704 с.
  6. Культура Византии , 1984 – Культура Византии. IV - первая половина VII в. / Отв. ред. З.В. Удальцова. М., Наука, 1984. 728 с.
  7. Культура Византии, 1980 – Культура Византии. Вторая половина VII - XII в. / Отв. ред. З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. М., Наука, 1989. 680 с.
  8. Лемерль, 2017 – Лемерль П. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до X века / Вступ. ст. и пер. с франц. Т. А. Сениной (монахини Кассии). – Изд. 2-е, исправленное. СПб., Издательский проект «Квадривиум», 2017. 482 с.
  9. Марру, 1998 – Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / Перевод с французского А. И. Любжина, М. А. Сокольской, А. В. Пахомовой. М., Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998. 425 c.
  10. Медведев, 1997 – Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., Алетейя, 1997. 340 с.
  11. Попов, 2009 – Попов В. И. Учение св. Иоанна Златоуста о воспитании детей. СПб., Аксион эстин, 2009. 17 с. URL: https:/cloud.mail.ru/public/82Ru/WZ9guGfkF (дата обращения: 29.08.2024).
  12. Теология образования, 2023 – Теология образования в христианской парадигме / под общей редакцией проф. Д. В. Шмонина. СПб., Изд-во СПбДА, 2023. 480 с.
  13. Ascher, 1819 – Ascher S. Der deutsche Geistesaristokratismus: Ein Beitrag zur Charakteristik des zeitigen politischen Geistes in Deutschland. Leipzig, 1819. 69 S. URL: https:/epub.ub.uni-muenchen.de/17093/1/8Hist.3250_9_2.pdf (дата обращения: 24.08.2024).
  14. Re-Envisioning Christian Humanism, 2016 – Re-Envisioning Christian Humanism: Education and the Restoration of Humannity / Ed. J. Zimmerman, Oxford University Press. Oxford, 2016. 291 p. URL: https:/api.pageplace.de/preview/DT0400.9780191084447_A30390164/preview-9780191084447_A30390164.pdf (дата обращения: 15.08.2024).
  15. Τατακη, 1952 – Τατακη Β, Θεματα χριστιανικις και Βυζαντινις φιλοσοφιας, Αθήναι, Αποστολικής Διακονίας τις Εκκλισιας τις Ελλαδος, 1952. 208 σ.

Полный текст PDF

abyss_issue/31/13.txt · Последние изменения: 2025/03/29 01:51 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы