ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:31:4

Аксиология науки: от научного нигилизма к «переизбытку» ответственности

The Axiology of Science: from Scientific Nihilism to an "Overabundance" of Responsibility

DOI: 10.33979/2587-7534-2025-1-43-54

УДК 167.1/168.522

Налетов Ю. А., кандидат философских наук, доцент кафедры логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

Naletov Yu. A., Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Logic, Philosophy and Methodology of Science, Orel State University named after I. S. Turgenev

В статье рассматриваются актуальные проблемы аксиологических оснований научного знания. Утверждается, что ключевой проблемой этики и аксиологии науки является проблема оценки, то есть вопрос о стандартах, определяющих оценочные суждения. Современная философия науки постепенно отказывается от постулата о безоценочном характере научного знания (научный нигилизм). В статье анализируются основные положения критики научного нигилизма как в логико-гносеологическом, так и социально-этическом плане. В современную кризисную эпоху уместным является обращение к экзистенциальной философской традиции, автором предпринимается попытка анализа этики и аксиологии науки в контексте экзистенциальной аналитики. Обращается внимание на эвристическую и аксиологическую значимость антиценностей, в этом контексте неожиданное этическое наполнение обретает экзистенциальный страх, превращаясь в подлинный этический принцип.

Ключевые слова: ценности и антиценности науки, научный нигилизм, дескриптивные и прескриптивные выражения, ответственность ученых, экзистенциальная аксиология, эвристика страха.

The article discusses the actual problems of the axiological foundations of scientific knowledge. It is argued that the key problem of ethics and axiology of science is the problem of evaluation, that is, the question of standards that determine value judgments. Modern philosophy of science is gradually abandoning the postulate of the non-evaluative nature of scientific knowledge (scientific nihilism). The article analyzes the main points of criticism of scientific nihilism both logically and epistemologically, and socially and ethically. In the modern era of crisis, it is appropriate to turn to the existential philosophical tradition. The author attempts to analyze the ethics and axiology of science in the context of existential analytics. Attention is drawn to the heuristic and axiological significance of anti-values; in this context, an unexpected ethical content acquires existential fear, turning into a genuine ethical principle.

Keywords: values and anti-values of science, scientific nihilism, descriptive and prescriptive expressions, responsibility of scientists, existential axiology, heuristics of fear.

Список литературы

  1. Бахтин, 1986 – Бахтин, М. М. К философии поступка / Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-85 гг. М.: Наука, 1986. С. 80-138.
  2. Вебер, 1990 – Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  3. Гаджикурбанова, 2003 – Гаджикурбанова П. А. Страх и ответственность: этика технологической цивилизации Ганса Йонаса / Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН, 2003. С. 150-166.
  4. Гейзенберг, 1987 – Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. 366 с.
  5. Ивин, 2005 – Ивин А. А. Современная философия науки. М.: Высшая школа, 2005. 592 с.
  6. Карпинская, Лисеев, 1995 – Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 352 с.
  7. Кузнецов, 1983 – Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. М.: Наука, 1983. 256 с.
  8. Кузнецов, 2009 – Кузнецов Б. Г. Ценность познания. Очерки современной теории науки. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 168 с.
  9. Лайдан, 2006 – Лаудан Л. Наука и ценности / Современная философия науки. М.: Логос, 2006. С. 295-342.
  10. Мамардашвили, 1992 – Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 414 с.
  11. Полани, 1985 – Полани К. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
  12. Поппер, 2000 – Поппер К. Логика социальных наук / Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 298-313.
  13. Поппер, 2002 – Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.
  14. Розов, 1987 – Розов М. А. Проблема ценностей и развитие науки / Наука и ценности. Новосибирск: Наука, 1987. С. 6-14.
  15. Сергейчик, 2002 – Сергейчик Е.М. Философия истории. СПб.: Лань, 2002. 608 с.
  16. Фесенкова, 2003 – Фесенкова Л. В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. М.: ИФ РАН, 2003. 174 с.
  17. Философский словарь, 1989 – Философских словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. 444 с.
  18. Хайдеггер, 1998 – Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998. 384 с.
  19. Jonas, 1987 – Jonas H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik f r die technologische Zivilisation. Zrich, 1987.

Полный текст PDF

abyss_issue/31/4.txt · Последние изменения: 2025/03/29 01:09 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы