DOI: 10.33979/2587-7534-2025-1-43-54
УДК 167.1/168.522
Налетов Ю. А., кандидат философских наук, доцент кафедры логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева
Naletov Yu. A., Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Logic, Philosophy and Methodology of Science, Orel State University named after I. S. Turgenev
В статье рассматриваются актуальные проблемы аксиологических оснований научного знания. Утверждается, что ключевой проблемой этики и аксиологии науки является проблема оценки, то есть вопрос о стандартах, определяющих оценочные суждения. Современная философия науки постепенно отказывается от постулата о безоценочном характере научного знания (научный нигилизм). В статье анализируются основные положения критики научного нигилизма как в логико-гносеологическом, так и социально-этическом плане. В современную кризисную эпоху уместным является обращение к экзистенциальной философской традиции, автором предпринимается попытка анализа этики и аксиологии науки в контексте экзистенциальной аналитики. Обращается внимание на эвристическую и аксиологическую значимость антиценностей, в этом контексте неожиданное этическое наполнение обретает экзистенциальный страх, превращаясь в подлинный этический принцип.
Ключевые слова: ценности и антиценности науки, научный нигилизм, дескриптивные и прескриптивные выражения, ответственность ученых, экзистенциальная аксиология, эвристика страха.
The article discusses the actual problems of the axiological foundations of scientific knowledge. It is argued that the key problem of ethics and axiology of science is the problem of evaluation, that is, the question of standards that determine value judgments. Modern philosophy of science is gradually abandoning the postulate of the non-evaluative nature of scientific knowledge (scientific nihilism). The article analyzes the main points of criticism of scientific nihilism both logically and epistemologically, and socially and ethically. In the modern era of crisis, it is appropriate to turn to the existential philosophical tradition. The author attempts to analyze the ethics and axiology of science in the context of existential analytics. Attention is drawn to the heuristic and axiological significance of anti-values; in this context, an unexpected ethical content acquires existential fear, turning into a genuine ethical principle.
Keywords: values and anti-values of science, scientific nihilism, descriptive and prescriptive expressions, responsibility of scientists, existential axiology, heuristics of fear.
Список литературы