DOI: 10.33979/2587-7534-2025-4-6-17
УДК 125
Финогентов В. Н., доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и русского языка, Орловский государственный аграрный университет им. Н. В.Парахина
Finogentov V. N., Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History, Philosophy and Russian Language, Orel State Agrarian University named after N. V. Parakhin
В данной статье раскрывается сущность принципа инфинитизма, то есть фундаментальной онтологической гипотезы, согласно которой универсум и каждый его фрагмент являются многообразно бесконечными, неисчерпаемыми. Далее показано, что обоснование этого принципа, как, впрочем, и противоположного ему предположения о конечности универсума, сталкивается со значительными трудностями. Отдельные разделы статьи посвящены обсуждению гносеологических и праксеологических следствий, вытекающих из принятия принципа инфинитизма. Основная характеристика гносеологии и праксеологии, вытекающих из принципа инфинитизма, выражается формулой «гносеологическая и праксеологическая скромность». Позиция гносеологической и праксеологической скромности противостоит и позиции гносеологического и праксеологического пессимизма, и позиции гносеологического и праксеологического оптимизма.
Ключевые слова: принцип инфинитизма, универсум, неисчерпаемость универсума, обоснование, гносеологическая скромность, праксеологическая скромность.
This article reveals the essence of the principle of infinitism, i.e., the fundamental ontological hypothesis according to which the universe and each of its fragments are diversely infinite, inexhaustible. It is further shown that the justification of this principle, as well as the opposite assumption about the finiteness of the universe, faces significant difficulties. Separate sections of the article are devoted to the discussion of epistemological and praxeological consequences that follow from the acceptance of the principle of infinitism. The main characteristic of epistemology and praxeology, which follow from the principle of infinitism, is expressed by the formula «epistemological and praxeological modesty.» The position of epistemological and praxeological modesty opposes both the position of epistemological and praxeological pessimism and the position of epistemological and praxeological optimism.
Keywords: principle of infinitism, universe, inexhaustibility of the universe, justification, epistemological modesty, praxeological modesty.
Список литературы