УДК 101.1::316
Сюсюкин В.А., аспирант кафедры теоретической и социальной философии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Syusyukin V.A., Postgraduate student of the Department of Theoretical and Social Philosophy Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky
В статье исследуются институциональные трансформации образования в условиях сетевого общества. Под влиянием развития сетевого социума институт образования нуждается в качественных преобразованиях для поддержания своей социальной актуальности, а также удовлетворения запросов динамичной общественной реальности. В ходе исследования автор выделяет три фундаментальных уровня трансформаций, связанных с развитием горизонтальных коммуникаций сетей, активной цифровизацией образования и концептуальным оформлением нового сетевого образовательного императива. Если ранее институт образования был связан в большей мере именно с просвещением и социализацией людей, то в условиях сетевого общества функционал образования значительно расширился, включив в себя стратегические задачи экономического и социокультурного характера. Центральным связующим звеном всех институциональных трансформаций является процесс цифровизации. Именно цифровизация не только включает в себя активное внедрение передовых технологий в образовательную деятельность, но и диктует свою новую нормативность для образованного человека, которая связана с цифровыми компетенциями, умением ориентироваться в пространстве сетей, возможностью встраивания в сетевой порядок социального бытия.
Ключевые слова: институт образования, cетевое общество, трансформации образования, социальное бытие образования.
The article examines the institutional transformations of education in a network society. Under the influence of the development of the network society, the institution of education needs qualitative transformations to maintain its social relevance, as well as to meet the demands of a dynamic social reality. In the course of the study, the author identifies three fundamental levels of transformation associated with the development of horizontal communications networks, the active digitalization of education and the conceptual design of a new network educational imperative. If earlier the institution of education was associated to a greater extent with the enlightenment and socialization of people, then in the conditions of a network society, the functionality of education has expanded significantly, including strategic tasks of an economic and sociocultural nature. The central link of all institutional transformations is the digitalization process. It is digitalization that not only includes the active introduction of advanced technologies in educational activities, but also dictates its new normativity for an educated person, which is associated with digital competencies, the ability to navigate in the space of networks, the possibility of embedding social life in the network order.
Keywords: institute of education, network society, transformation of education, social existence of education.
Список литературы
References