ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:25:8

Феномен конформизма во взглядах представителей Франкфуртской школы

The phenomenon of conformism in the views of representatives of the Frankfurt school

DOI: 10.33979/2587-7534-2023-3-78-85

УДК 177

Мысовских Л.О., магистр философии, аспирант филологического факультета, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Mysovskikh L.O., Master of Philosophy, postgraduate student of the Faculty of Philology, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются взгляды на феномен конформизма, изложенные в трудах представителей Франкфуртской школы: Макса Хоркхаймера, Теодора Адорно, Герберта Маркузе и Эриха Фромма. Прослеживается трансформация трактовки феномена конформизма в изученных работах. На основании воззрений мыслителей Франкфуртской школы выводятся некоторые закономерности и особенности конформного поведения личности. Автор приходит к выводу, что феномен конформизма можно рассматривать как адаптацию поведения человека к нормам, правилам и установкам, господствующим в обществе. Конформизм в качестве формы социального поведения может быть взаимосвязан и с различными нарушениями в системе социального порядка. Амбивалентность конформизма состоит в том, что конформное поведение может приводить как к конструктивным, так и к деструктивным последствиям. При этом представители Франкфуртской школы сосредоточивают свое внимание главным образом на деструктивной стороне конформизма, давая ему негативную оценку, так как конформистское поведение личности происходит, главным образом, из принуждения. Принужденный к конформизму индивид, не осознающий, ради чего он соглашается с навязанным образом действий, приспосабливается к не понятным и не приемлемым для него общественным установкам, оказывается осуществляющим деструктивную деятельность.

Ключевые слова: Франкфуртская школа; феномен конформизма; философия, тоталитарное общество; идеология; принуждение; свобода.

The subject of this article is the views on the phenomenon of conformism expressed in the works of representatives of the Frankfurt school: Max Horkheimer, Theodor Adorno, Herbert Marcuse and Erich Fromm. The transformation of the interpretation of the phenomenon of conformity in the studied works is traced. Based on the views of the thinkers of the Frankfurt school, some patterns and features of the conformal behavior of the individual are deduced. The author comes to the conclusion that the phenomenon of conformity can be considered as an adaptation of human behavior to the norms, rules and attitudes prevailing in society. Conformism as a form of social behavior can be interconnected with various violations in the system of social order. The ambivalence of conformity is that conformal behavior can lead to both constructive and destructive consequences. At the same time, representatives of the Frankfurt school focus their attention mainly on the destructive side of conformity, giving it a negative assessment, since the conformist behavior of the individual comes mainly from coercion. An individual forced to conformism, not realizing why he agrees with the imposed course of action, adapts to incomprehensible and unacceptable social attitudes for him, turns out to be carrying out destructive activities.

Keywords: Frankfurt School; the phenomenon of conformism; philosophy, totalitarian society; ideology; coercion; freedom.

Список литературы

  1. Маркузе, 1994 – Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994, 368 с.
  2. Мысовских, 2022 – Мысовских Л. О. Феномен конформизма: социально-психологический и социально-философский аспекты / Полилог. 2022. Т. 6. № 4.
  3. Мысовских, 2021 – Мысовских Л. О. Феномен конформизма во французской социологии культуры / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 58-63.
  4. Фромм, 2016 – Фромм Э. Бегство от свободы. Sweden: Philosophicalarkiv, 2016, 231 с.
  5. Фромм, 2002 – Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с.
  6. Хоркхаймер, Адорно, 1997 – Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.: Медиум, 1997, 310 с.

Полный текст PDF

abyss_issue/25/8.txt · Последние изменения: 2023/09/27 16:16 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы